Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу n А13-507/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 сентября 2008 года                  г. Вологда                         Дело №  А13-507/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В.,                   Чельцовой Н.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бараевой О.И.,

         при участии от  общества Мещерской О.Л. по доверенности от 11.04.2008 № 15, Хавроничевой Н.А. по доверенности от 01.02.2008 № 10-08, от управления Кургановой О.М. по доверенности от 05.09.2008 № 13-19/54, от ОАО «РЖД» Чащиной О.А. по доверенности от 24.05.2007,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.06.2008 (судья Кудин А.Г.),

 

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «Вологдазернопродукт» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области (далее – управление) о признании незаконным действий по выписке 67 ветеринарных назначений об отправке вагонов общества из-под комбикорма, жмыха и шрота на дезпромстанцию Иваново Северной железной дороги для очистки, промывки в период с ноября 2007 года по январь 2008 года, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 июня 2008 года по делу № А13-507/2008 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей правовой позиции ссылается на статью 4 Межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области ветеринарии от 12.03.1993 и пункт 1.2 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.06.2003 № 34 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору» (далее – Правила перевозок), согласно которым комбикорм, жмых подсолнечный, шрот подсолнечный являются кормами для животных и одним из видов подконтрольных ветеринарному надзору грузов. Полагает, что общество не может самостоятельно осуществлять промывку и ветеринарно-санитарную обработку вагонов, поскольку не имеет санитарно-эпидемиологического заключения на данный вид деятельности, не установлено его соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее – СанПиН). Указывает, что вагоны из-под ветеринарно-санитарных грузов подлежат обработке только на дезинфекционно-промывочных предприятиях. По мнению управления, оспариваемое требование является законным и обоснованным.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании апелляционной инстанции просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу управления – без удовлетворения. Полагает, что вагоны, в отношении которых выданы обжалуемые назначения, исходя из характера перевозимого груза не могут быть отнесены к вагонам, которые подлежат направлению на санитарную обработку на дезпромстанции.

ОАО «РЖД» в отзыве на апелляционную жалобу считает требования общества необоснованными, действия управления по направлению вагонов на санитарную обработку после выгрузки грузов заявителем – соответствующими действующему законодательству. В обоснование своей позиции ссылается на статью 44 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Закон                         № 18-ФЗ), пункты 1.2, 18 Правил перевозки. Считает необоснованным довод заявителя о том, что проведение ветеринарно-санитарной обработки вагонов после перевозки и выгрузки комбикорма, шрота и жмыха не требуется,. По мнению третьего лица, право общества на самостоятельную промывку вагонов ничем не подтверждено.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в 2007 году в адрес общества (грузополучатель) осуществлены поставки комбикормов, жмыха и шрота, для перевозки которых заявитель пользовался услугами железнодорожного транспорта.

После разгрузки вагоны в соответствии с ветеринарными назначениями, выписанными сотрудниками управления, направлены на дезпромстанцию Иваново-Сортировочное для их санитарной обработки по 1 категории (листы дела 73 – 104).

При этом с общества за промывку и дезинфекцию вагонов, а также их транспортировку на дезпромстанцию филиал ОАО «РЖД» - Вологодское отделение Северной железной дороги списало соответствующие денежные суммы с лицевого счета.

Общество не согласилось с данными ветеринарными назначениями в период с ноября 2007 года по январь 2008 года в количестве 67 штук и оспорило указанные действия управления.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.

 В соответствии со статьей  44 Закона № 18-ФЗ после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком – в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.

При этом промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов после выгрузки продовольственных и скоропортящихся грузов, перечень которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей (получателей), специализированных вагонов, контейнеров – грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон.

Приказом МПС России от 18.06.2003 № 46 утверждены Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов (далее – Правила очистки и промывки), разработанные в соответствии со статьей 44 Закона № 18-ФЗ  и определяющие основные требования к очистке и промывке вагонов и контейнеров.

В соответствии с пунктом 10  Правил очистки и промывки после выгрузки грузополучателями имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов вагоны промываются грузополучателями. Перечень грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов, приведен в приложении к настоящим Правилам, которое содержит указание на шрот кормовой и комбикорма всякие.

При этом   абзацем 6 пункта 10 Правил очистки и промывки установлено, что Перечень грузов, подконтрольных органам Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - органы Госветнадзора), после перевозки которых необходима промывка и ветеринарно-санитарная обработка вагонов, определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору.            Пунктом 1.2 Правил перевозок установлено, что продукты и сырье животного происхождения, корма для животных по установленному перечню допускаются к перевозке железнодорожным транспортом с территорий, не подвергнутых заразным болезням животных, под контролем органов Госветнадзора.

В силу положений, установленных пунктом 18 указанных Правил вагоны после перевозки продуктов и сырья животного происхождения, перечень которых приведен в приложении к настоящим Правилам, а также используемые для перевозки мяса и мясопродуктов, подвергаются ветеринарно-санитарной обработке. Категория ветеринарно-санитарной обработки вагонов устанавливается представителем органа Госветнадзора, который выдает ветеринарное назначение установленной формы на каждый вагон с указанием направления на обработку. Ветеринарно-санитарная обработка вагонов производится перевозчиком за счет грузополучателей.

К числу грузов, после перевозки которых производится ветеринарно-санитарная обработка вагонов, относятся:

1. Невыделанное кожевенное сырье.

2. Шкуры.

3. Шерсть, очесы.

4. Пушно-меховое сырье, невыделанное.

5. Волос (щетина, пух, перо, пенька).

6. Пищевой и технический альбумин, кровь сухая пищевая.

7. Молоко, сливки, обрат сухие.

8. Кишечное сырье и субпродукты непищевые.

9. Рогокопытное сырье, в том числе кости.

10. Мездра и обрезки кожсырья.

11. Альбумин технический и пищевой, желчь.

12. Кровь сушеная, консервированная.

13. Казеин технический.

14.Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, палеонтологии, анатомии животных.

15. Другие грузы при наличии направления органов Госветнадзора.

Таким образом, из положений названных Правил следует, что ветеринарно-санитарной обработке подвергаются, в частности, вагоны после перевозки продуктов и сырья животного происхождения, перечень которых приведен в приложении к настоящим Правилам, а также используемые для перевозки мяса и мясопродуктов, подвергаются ветеринарно-санитарной обработке.

Однако жмых, шрот и комбикорма не относятся к категории продуктов и сырья животного происхождения, перечень которых приведен в приложении к названным Правилам перевозки.

При этом суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку управления в обоснование его позиции на пункт 15 данных Правил, поскольку ответчиком не представлены в материалы дела доказательства того, что на перевозимый груз были выданы соответствующие направления органов Госветнадзора.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8.1.7 «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24.03.2003 (далее – СП 2.5.1250-03), по объему проводимой санитарной обработки вагонов все места ее проведения делятся на: дезинфекционно-промывочные пункты (ДПП) - имеющие две зоны обработки вагонов: по I (п. 8.1.4) и II (п. 8.1.5) категориям; дезинфекционно-промывочные станции (ДПС) - имеющие три зоны обработки вагонов: первая работает по I типу обработки (п. 8.1.4), вторая проводит обработку вагонов по II категории (п. 8.1.5), в третьей находится депо для проведения обработки вагонов по III категории (п. 8.1.6).

         В зависимости от характера перевозимого груза вагоны на дезпромпредприятиях могут быть направлены на санитарную обработку по первой (I), второй (II) и третьей (III) категориям. На санитарную обработку грузовые вагоны направляются на комплексные пункты подготовки вагонов и механизированные промывочно-ремонтные поезда (пункт 8.1.2                                 СП          2.5.1250-03).          Обработке по первой категории на дезпромпредприятиях подлежат грузовые вагоны, в которых перевозили: здоровых животных (включая птиц, зверей, зоопарковых животных, пресмыкающихся) из пунктов, благополучных по заразным болезням; мясо и мясопродукты от здоровых животных; сырье животного происхождения от здоровых животных, полученное на мясокомбинате; отечественное кожевенное сырье, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, а также прочее животноводческое сырье небоенского происхождения, заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням, кроме сборной и полевой кости; шерсть, в том числе импортная, подвергнутая горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти (пункт 8.1.3 СП 2.5.1250-03).

В данном случае из материалов дела следует, что спорные ветеринарные назначения выданы для направления вагонов для очистки, промывки по первой категории на дезпромстанцию Иваново Северной железной дороги.

Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, вагоны, в отношении которых выданы спорные ветеринарные назначения, исходя из характера перевозимого груза не могут быть отнесены к вагонам, которые подлежат направлению на санитарную обработку на дезпромстанции.

По указанным основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку управления на то, что общество не может осуществлять самостоятельно промывку и ветеринарно-санитарную обработку вагонов, поскольку управлением не доказана необходимость ее осуществления.          С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия управления по выдаче 67 назначений об отправке вагонов общества из-под комбикорма, жмыха и шрота на дезпромстанцию Иваново Северной железной дороги для очистки, промывки в период с ноября 2007 года по январь 2008 года являются неправомерными.

Суд апелляционной инстанции также отклоняет ссылку управления на Инструкцию по ветеринарно-санитарной обработке вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения, поскольку она регламентирует порядок выполнения операций по промывке и дезинфекции вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения на дезинфекционно - промывочных станциях железных дорог Российской Федерации, к которым спорный груз не относится.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 июня 2008 года по делу № А13-507/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий                                                                          Н.Н. Осокина

Судьи                                                                                             Н.В. Мурахина

Н.С. Чельцова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу n А05-3566/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также