Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А05-6104/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

11 сентября 2008 года

г. Вологда

Дело № А05-6104/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2008 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Осокиной Н.Н., Чельцовой Н.С.  

при ведении протокола секретарём судебного заседания Щаповой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Мезенскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от  10 июля 2008 г. по делу № А05-6104/2008 (судья Лепеха А.П.),

у с т а н о в и л:

 

Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области (далее - Пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Мезенскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее – Отделение УФК по Мезенскому району), выразившихся в отказе исполнить постановления о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вынесенные Пенсионным органом на основании решений:

от 18 сентября 2007 г. № 256 о взыскании с администрации Муниципального образования "Мезенское" 1182 руб. 49 коп.;

от 14 января 2008 г. № 371 о взыскании с администрации Муниципального образования "Мезенское" 640 руб. 43 коп.;

от 29 августа 2007 г. № 247 о взыскании с Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Мезенский дом - интернат для пожилых людей" 40 991 руб. 48 коп.;

от 04 декабря 2007 г. № 360 о взыскании с Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Мезенский дом - интернат для пожилых людей" 1525 руб. 01 коп.

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя Пенсионный орган просил суд обязать Отделение УФК по Мезенскому району исполнить указанные постановления.

Решением суда от 10 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Отделения УФК по Мезенскому району по отказу от исполнения постановлений Пенсионного органа о взыскании задолженности по страховым взносам с администрации Муниципального образования "Мезенское" на основании решений от 18 сентября 2007 г. № 256, от 14 января 2008 г. № 371, а также обязал Отделение УФК по Мезенскому району в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить указанные постановления. В остальной части требования Пенсионного органа отклонены.

Отделение УФК по Мезенскому району оспорило решение в той части, в которой его действия признаны незаконными, указав в апелляционной жалобе на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что в силу положений статей 239, 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта и выданного в соответствии с ним исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа). Постановления Пенсионного органа о взыскании задолженности по страховым взносам не соответствуют указанным требованиям, поэтому не могут быть приняты органом Федерального казначейства.

Пенсионный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Стороны извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в деле не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании статей 123, 156, 200, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав письменные доказательства и доводы жалобы, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Пенсионным органом приняты решения от 18 сентября 2007 г. № 256, от 14 января 2008 г. № 371 о взыскании с администрации Муниципального образования "Мезенское" (далее – администрация) задолженности по страховым взносам в суммах 1182 руб. 49 коп. и 640 руб. 43 коп. соответственно в связи с неисполнением администрацией в добровольном порядке требований Пенсионного органа об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в указанных размерах (листы дела 6, 7).

На основании данных решений Пенсионный орган направил в службу судебных приставов постановления от 19 сентября 2007 г. № 256, от 14 января № 371 для принудительного исполнения решений о взыскании недоимок по страховым взносам и пеней в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (листы дела 10, 11).

Служба судебных приставов, возбудив соответствующие исполнительные производства, не смогла осуществить принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации, поскольку таковые у него отсутствовали. Данные обстоятельства послужили основанием для принятия службой судебных приставов постановлений от 26 марта 2008 г. об окончании исполнительных производств и возвращении Пенсионному органу исполнительных документов без исполнения (листы дела 14, 15).

После этого Пенсионный орган направил названные постановления и решения в Отделение УФК по Мезенскому району для исполнения в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ, приложив постановления службы судебных приставов (листы дела 18, 19).

Письмом от 30 апреля 2008 г. № 02-73/404 Отделение УФК по Мезенскому району возвратило без исполнения вышеуказанные документы, указав на то, что в соответствии с главой 24.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) (лист дела 22).

Заявитель, не согласившись с такими действиями, обжаловал их в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Пенсионного органа, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29, частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Порядок взыскания органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам, пеней и санкций регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ). Редакция названного закона, действовавшая до 01 января 2006 г. предусматривала исключительно судебный порядок взыскания задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С 1 января 2006 г. этот порядок изменён Федеральным законом от 04 ноября 2005 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон № 137-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 25 Закона № 167-ФЗ в редакции Закона № 137-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей – пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц – пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьёй 25.1 Закона – во внесудебном порядке.

В соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 25.1 Закона № 167-ФЗ, введённой Законом № 137-ФЗ, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращаются к исполнению путём направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснено, что установленная статьёй 25 Закона № 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности. В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации в силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 16 АПК РФ.

Материалами дела подтверждается и Отделением УФК по Мезенскому району не оспаривается, что администрация является бюджетным учреждением и не имеет иных, помимо открытых в органах Федерального казначейства, счетов.

Вывод суда первой инстанции о том, что постановления  от 19 сентября 2007 г. № 256, от 14 января 2008 г. № 371 подлежали исполнению Отделением УФК по Мезенскому району в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ, является правомерным.

Ссылка подателя жалобы на положения статьи 239 БК РФ отклоняется апелляционной коллегией.

Действительно, пунктом 1 статьи 239 БК РФ предусмотрено правило, согласно которому обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основании судебного акта. Вместе с тем БК РФ регулируются бюджетные правоотношения (статья 1).

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются в силу статьи 2 Закона № 167-ФЗ законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Иной порядок исчисления, уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для организаций, находящихся на содержании бюджета, о чём указано в названном Законе для организаций любых форм собственности, не предусмотрен ни этим Законом, ни каким-либо иным нормативным актом, относящимся к законодательству о налогах и сборах.

Таким образом, БК РФ устанавливает общий порядок взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, а Закон № 167-ФЗ – специальный.

Доводам Отделения УФК по Мезенскому району о неточности в наименовании администратора поступления бюджетных средств судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Указание в постановлениях Пенсионного органа получателя бюджетных средств "УФК по Архангельской области (Межрайонная ИФНС № 7 по Архангельской области и НАО)" вместо "Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу" или "Межрайонная ИФНС России № 7 по Архангельской области и НАО" не является дефектом оформления постановлений, влекущим возврат исполнительного документа взыскателю.

Сокращённым наименованием Федеральной налоговой службы согласно положению, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, является ФНС России. С учётом совокупности данных реестра распорядителей и получателей средств по главному распорядителю средств на 2008 год,  и платёжных реквизитов, указанных Пенсионным органом в своих заявлениях, Отделение УФК по Мезенскому району имело возможность с достоверной точностью произвести идентификацию администратора - получателя бюджетных средств - Межрайонная ИФНС России № 7 по Архангельской области и НАО.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2008 г. по делу № А05-6104/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения по Мезенскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий                                                              А.В. Потеева

Судьи                                                                                          Н.Н. Осокина

                                                                                                           Н.С. Чельцова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А05-2992/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также