Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2007 по делу n А05-9240/2007. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

20 ноября 2007 года                  г. Вологда                         Дело № А05-9240/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего          Чельцовой Н.С., судей Богатыревой В.А., Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2007 года (судья Сметанин К.А.),

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Архангельский траловый флот» (далее – общество, ОАО «Архангельский траловый флот») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее – управление Росфиннадзора, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2007 № 11-07/91-ФС о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением  Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2007 года по делу № А05-9240/2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное истолкование закона. Податель апелляционной жалобы считает, что несвоевременное представление уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций (справки о подтверждающих документах), не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку указанные документы не относятся к формам учета и отчетности.

Управление Росфиннадзора в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами, изложенными в ней. Просит оставить решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.09.2007 без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд  не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда – отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Как видно из материалов дела, Управлением Росфиннадзора проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства и актов органов валютного регулирования при исполнении контракта от 29.09.2006 № 29/09/06.

Проверкой установлено несоблюдение ОАО «Архангельский траловый флот» порядка/сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта от 29.09.2006 № 29/09/06, заключенного с нерезидентом – фирмой «NORDSTAR LLC» (Соединенные Штаты Америки).

Обществом в Архангельском филиале ОАО «Фондсервисбанк» 11.10.2006 зарегистрирован и принят на обслуживание паспорт сделки № 0610002/2989/0001/4/0 (далее – ПС № 0610002/2989/0001/4/0).

22.12.2006 общество представило в уполномоченный банк – ОАО «Фондсервисбанк» (Архангельский филиал) справку о подтверждающих документах по ПС № 0610002/2989/0001/4/0 с приложением подтверждающего документа – счет нерезидента № 10/10/2006-2 на сумму 13 526,10 доллара США. Указанный счет был получен обществом от фирмы нерезидента 10.10.2006 (вх. № 5410).

Установив данный факт, управление Росфиннадзора пришло к выводу о том, что ОАО «Архангельский траловый флот» нарушило срок представления документов, связанных с проведением валютных операций по контракту, и справки о подтверждающих документах, установленный положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». По мнению управления Росфиннадзора, обществу следовало представить справку и копию подтверждающего документа не позднее 16.11.2006, фактически документы были представлены только 22.12.2006, то есть позже установленного срока на 37 дней.

По факту проверки управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (определение от 01.08.2007         

№ 22).

Главный контролер-ревизор валютного контроля управления 08 августа 2007 года составил протокол об административном правонарушении № 10.

Рассмотрев материалы об административном правонарушении, и.о руководителя управления Росфиннадзора 16.08.2007 вынес постановление  

№ 11-07/91-ФС о привлечении общества к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, которым назначил наказание ОАО «Архангельский траловый флот» в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, пришел к выводу о наличии в его действиях события и состава вмененного ему административного правонарушения.

Частями 4 и 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля, а в силу пункта 3 части 2 статьи 23.60 КоАП РФ руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, в том числе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора - рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Из приведенной нормы следует, что ответственность по данной статье наступает за несоблюдение установленных порядка или сроков представления  именно форм учета и отчетности по валютным операциям, а не документов и информации по валютным операциям.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Федерального закона.

Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ определено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации; для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

Указанный порядок в настоящее время установлен Банком России в Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И) и Положением № 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции № 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

Объективной стороной вмененного обществу правонарушения является  несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Из протоколов об административном правонарушении следует, что обществом нарушены сроки представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк.

В связи с тем, что из приведенных нормативно-правовых актов следует, что справка о подтверждающих документах не относится к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, вывод управления Росфиннадзора о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является ошибочным.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2007 не соответствует нормам материального права, подлежит отмене.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, допущенных судом первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2007 года по делу № А05-9240/2007 отменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» - удовлетворить

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 16 августа 2007 года № 11-07/91-ФС о назначении административного наказания открытому акционерному обществу «Архангельский траловый флот».

Председательствующий                                                       Н.С. Чельцова

Судьи                                                                                   В.А. Богатырева

                                                                                              Н.Н. Осокина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2007 по делу n А05-6495/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также