Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2008 по делу n А44-1665/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 18 августа 2008 года г. Вологда Дело № А44-1665/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Потеевой А.В., Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 июня 2008 года (судья Киселева М.С.),
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель Федотова Жанна Алексеевна (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (далее – налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2008 № 2.17-13-245 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 июня 2008 года по делу № А44-1665/2008 заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме. Налоговая инспекция с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что аппарат «Лотос», являющийся изделием медицинской техники, подлежит продаже в стационарной торговой сети такой, как аптека, аптечные пункты, магазины, а при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателям следует применять контрольно-кассовую технику (далее – ККТ). Ссылается на то, что предпринимателем не оспаривается факт реализации указанной техники и неприменения ККТ. Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил. Предприниматель и налоговая инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, на основании поручения от 26.03.2008 № 2.17-29/76 налоговой инспекцией проведена проверка полноты учета выручки, полученной предпринимателем Федотовой Ж.А. при реализации технически сложных товаров при разносной торговле, за период с 01.01.2008 по 25.03.2008, а именно физиотерапевтического аппарата «Лотос». По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт № 2.17-13-656 (листы дела 61 – 62). В ходе проверки налоговым органом установлен факт осуществления наличных денежных расчетов при реализации технически сложных товаров при разносной торговле населению без применения контрольно-кассовой техники. В связи с этим налоговый орган посчитал, что предпринимателем в данном случае нарушены положения статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ). По данному факту 07.05.2008 в отношении Федотовой Ж.А. налоговой инспекцией составлен протокол № 002813/245 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ (лист дела 63). При этом в протоколе налоговым органом приведен пример реализации через продавца-консультанта Ремизову А.А 20.03.2008 аппарата «Лотос» АМ-114 в количестве 4 штук на сумму 12 400 руб., которая была оприходована предпринимателем 20.03.2008 в тетради дохода. И.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области, рассмотрев вышеуказанный протокол и приложенные к нему материалы административного дела, 20.05.2008 вынес постановление № 2.17-13-245 о назначении Федотовой Ж.А. административного наказания по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей (листы дела 12 – 13). Предприниматель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования по следующим основаниям. В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа. Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) предусмотрено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно статье 5 названного Закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Вместе с тем, пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом). В соответствии с разделом 2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.08.1999 № 242-СТ, под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям (пункт 2.1.2); под разносной торговлей – розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице (пункт 2.1.6), а под мелкорозничной торговой сетью – торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. С учетом изложенного реализация товара вне стационарной розничной сети возможна без применения ККТ, так как является разновидностью разносной мелкорозничной торговли. В данном случае из материалов дела следует, что предприниматель осуществлял разносную торговлю товара – физиотерапевтического аппарата «Лотос», что зафиксировано в протоколе от 07.05.2008 и оспариваемом постановлении. Налоговая инспекция не оспаривает факт осуществления предпринимателем разносной торговли, вместе с тем, в обоснование своей позиции ссылается на то, что спорный товар является технически сложным, соответственно, при его реализации предприниматель обязан применять ККТ. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом налоговой инспекции по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» утверждение перечня технически сложных товаров относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.1997 № 575 утвержден Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Приведенный перечень в числе технически сложных товаров изделий медицинского назначения, в частности, физиотерапевтических аппаратов не содержит. Никаких иных перечней технически сложных товаров, в том числе подлежащих отнесению к данной категории в целях, не связанных с реализацией положений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», на уровне законодательного регулирования не установлено. Таким образом, расчеты при реализации такого товара, как физиотерапевтические аппараты, могут осуществляться с соблюдением общих требований, установленных Законом № 54-ФЗ, а исключение, касающееся запрета неприменения контрольно-кассовой техники при реализации технически сложных товаров, не имеет отношения к рассматриваемому делу. Как правильно указал суд первой инстанции, налоговым органом не доказано, что физиотерапевтический аппарат является бытовым электроприбором и относится к технически сложным товарам. Поскольку вопрос отнесения конкретного товара к технически сложным связан не только с включением его в соответствующий перечень, применяемый в порядке реализации положений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», но и с оценкой его технических характеристик с применением специальных знаний в области техники, налоговая инспекция располагала возможностью при производстве по делу об административном правонарушении в порядке статьи 26.4 КоАП РФ назначить проведение соответствующей экспертизы с целью получения заключения эксперта в качестве доказательства события административного правонарушения и наличия вины предпринимателя в его совершении. Однако таким правом налоговый орган не воспользовался. В соответствии с пунктом 4 статьи 1.5 КоАП РФ толкование всех неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом, поскольку вопрос отнесения физиотерапевтического аппарата «Лотос» к технически сложным товарам не является однозначным, данное обстоятельство с учетом презумпции невиновности, установленной статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует об отсутствии вины предпринимателя Федотовой Ж.А. в совершении вмененного ей административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции также считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств, подтверждающих факт реализации товара покупателям и осуществления наличных денежных расчетов при их приобретении. В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного суда от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров. В данном случае из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что документами, подтверждающими, по мнению налогового органа, событие административного правонарушения, являются копии листов тетради учета доходов и накладных, копии гарантийного талона и инструкции по применению, выписки из тетради учета доходов (листы дела 34 – 44, 50 – 60). Судом первой инстанции обоснованно указано, что получение товара для разносной торговли, как это указано в накладной, сдача выручки от реализации этого товара, не может служить доказательством реализации этого товара покупателям-гражданам исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и осуществления наличных денежных расчетов. При этом суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку налоговой инспекции в качестве документального подтверждения ее правовой позиции на жалобу Мочаловой Е.В. от 11.03.2008, заявление от 21.02.2008, ответ на требование о возврате денежных средств от 22.02.2008. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 КоАП РФ, составляет два месяца со дня его совершения. Как следует из материалов дела и указанных выше документов, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по эпизоду покупки Мочаловой Е.В. спорного товара, имевшего место 19.02.2008, на день принятия постановления (20.05.2008) истек. При этом других документов, подтверждающих факт реализации спорного товара и осуществления наличных денежных расчетов при его приобретении, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции налоговой инспекцией не представлено. При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 июня 2008 года по делу № А44-1665/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области – без удовлетворения. Председательствующий Н.Н. Осокина Судьи А.В. Потеева Н.С. Чельцова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2008 по делу n А13-1808/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Возврат госпошлины »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|