Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 по делу n А05-5936/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/аЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 12 августа 2008 года г. Вологда Дело № А05-5936/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н., Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С., при участии от общества Артюгина С.В. по доверенности от 01.01.2008 № 7-205юр, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 июня 2008 года по делу № А05-5936/2008 (судья Меньшикова И.А.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее – общество, ОАО «Архангельский ЦБК») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее – управление, административный орган) от 26.05.2008 № 10-16-08 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.06.2008 по делу № А05-5936/2008 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. ОАО «Архангельский ЦБК» с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что в нарушение норм материального права административным органом и судом не были установлены следующие обстоятельства: природа происхождения пятна, обнаруженного на поверхности водного объекта; в результате каких действий общества появилось пятно; какие нормы требований к охране водного объекта нарушены обществом; размер вреда, причиненного водному объекту. По мнению заявителя, его вина, как и событие административного правонарушения ни управлением, ни судом не установлены. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает ее доводы необоснованными. Просит жалобу общества оставить без удовлетворения. Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав объяснения представителя общества, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия считает жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда – отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Как следует из материалов дела, по сообщению Главного управления МЧС России по Архангельской области, Архангельского филиала ФГУ «Арктиктехмордирекции» при облёте в 15 час 35 мин 18.04.2008 на воздушном транспорте порта Архангельск с целью противопаводкового контроля на акватории реки Северная Двина обнаружено загрязнение нефтепродуктами водной поверхности рукава Мечка-Полой на акватории ОАО «Архангельский ЦБК». По результатам выявленного нарушения составлен акт проверки от 18.04.2008. Согласно акту обследования акватории рукава Мечка-Полой реки Северная Двина от 22.04.2008 № 10-13/72-08 загрязнение нефтепродуктами установлено от переходного мостика вниз по течению, пятно распространяется на расстояние до одного километра с разрывами. По данному факту государственным инспектором управления Тихоновым В.П. составлен протокол об административном правонарушении от 13.05.2008 № 16-08. Правонарушение квалифицировано по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ. По мнению административного органа, ОАО «Архангельский ЦБК» нарушены часть 1 статьи 55, часть 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) в части принятия мер к предотвращению загрязнения водных объектов, засорения и истощения вод, а также принятия мер по ликвидации их последствий. Рассмотрев материалы об административном правонарушении, государственный инспектор управления вынес постановление от 26.05.2008 № 10-16-08 о привлечении ОАО «Архангельский ЦБК» к административной ответственности на основании части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб. Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, указал на наличие в его действиях вмененного состава административного правонарушения. Апелляционная инстанция считает такой вывод суда ошибочным в связи со следующим. Согласно статье 23.23 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.13 КоАП, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов. На основании части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей. Из указанной правовой нормы следует, что ответственность наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях или бездействии, нарушающих правила охраны водных объектов. Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В соответствии с частью 1 статьи 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. В силу части 1 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В соответствии с пунктом 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Согласно статье 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать в том числе пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса. Из материалов дела следует, что пробы воды в ходе осуществления проверки не забирались, экспертиза не проводилась, а факт загрязнения водной акватории определен визуально по наличию на поверхности воды вещества, похожего на нефтепродукты. Данное обстоятельство не позволило суду апелляционной инстанции определить источник загрязнения водного объекта и признать доказанной вину общества в противоправных действиях по загрязнению акватории. Административным органом не представлено доказательств, подтверждающих природу пятна, его вредность, а также итого факта, что именно от действия общества данное пятно имеет место. Кроме того, обнаружение пятна на поверхности воды в месте стоянки плавсредств, принадлежащих ОАО «Архангельский ЦБК», не является доказательством вины общества. Административным органом не установлено наличие причинно-следственной связи между действиями общества и появлением пятна. Таким образом, отсутствие вины, а следовательно, и состава административного правонарушения в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности. В силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при отсутствии события и состава административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых постановление было вынесено, постановление о привлечении лица к административной ответственности подлежит отмене. В частях 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. При изложенных обстоятельствах у управления не имелось оснований для привлечения общества к административной ответственности. Решение суда подлежит отмене. Руководствуясь статьей 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 июня 2008 года по делу № А05-5936/2008 отменить. Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области от 26.05.2008 № 10-16-08, которым открытое акционерное общество «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Председательствующий Н.В. Мурахина Судьи Н.Н. Осокина А.В. Потеева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 по делу n А05-4131/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|