Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу n А13-880/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 12 августа 2008 года г. Вологда Дело № А13-880/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н., Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С., при участии заявителя Демидовой О.А. по доверенности от 18.02.2008 № 01-13/181-08, от ответчика Лесихиной Т.А. по доверенности от 05.08.2008 № 1624, Хлевчука В.Т. по доверенности от 30.11.2005 № 1302, от третьего лица Блинова С.В. по доверенности от 05.08.2008 № 33, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 июня 2008 года по делу № А13-880/2008 (судья Кудин А.Г.),
у с т а н о в и л:
Вологодская городская Дума (далее - Дума) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление, УФАС) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными пункта 2 решения от 05.02.2008 № 650 и предписания от 05.02.2008 № 650. К участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью «Вологодское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее – ООО «Вологодское ПАТП», предприятие). Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11.06.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признаны недействительными и несоответствующими положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) названные пункт 2 решения от 05.02.2008 № 650 и предписание от 05.02.2008 № 650. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Думы. С Управления в пользу Думы взысканы судебные расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что поскольку антимонопольной орган наделен полномочиями по выдаче предписаний органам местного самоуправления, а Федеральный закон № 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131) не разделяет их на правотворческую и исполнительную власть, то он вправе выдать предписание, обязательное для исполнения, Вологодской городской Думе. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Дума в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании считают изложенные в ней доводы необоснованными, просят жалобу оставить без удовлетворения. ООО «Вологодское ПАТП» в отзыве поддержало позицию Управления и просило апелляционную жалобу удовлетворить. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Как усматривается из материалов дела, решением Вологодской городской Думы от 23.11.2007 № 613 «О внесении изменений и дополнений в решение Вологодской городской Думы от 06 октября 2005 года № 310 «О введение в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» приложение № 2 к названному акту изложено в новой редакции. Пунктами 5.2 и 5.3 указанного приложения установлены значения корректирующего коэффициента (далее - К2) в зависимости от количества посадочных мест в одном транспортном средстве, а именно в пункте 5.2 определено, что при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров легковыми автомобилем К2 равен 1,0. Пункт 5.3 предусматривает, что при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автобусов с количеством посадочных мест в одном транспортном средстве от 5 до 20 К2 = 1,0, а при количестве посадочных мест от 21 и выше К2 = 0,2. Комиссией Управления вынесено решение от 05.02.2008 № 650 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Согласно данному решению Вологодская городская Дума признана нарушившей статью 15 Закона о защите конкуренции (пункт 1 названного решения). Пунктом 2 решения Управления установлено, что оно выдает в ее адрес предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В решении отражено, что установление Думой различных значений К2 для одного и того же вида предпринимательской деятельности (оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров) создает неравные дискриминационные условия деятельности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же товарном рынке, ущемляет их права и может привести к ограничению конкуренции. Предписанием от 05.02.2008 № 650 указано прекратить нарушение антимонопольного законодательства: внести изменения в приложение № 2 к решению Вологодской городской Думы от 23.11.2007 № 613 в части установления значения корректирующего коэффициента (К2) в зависимости от количества посадочных мест в одном транспортном средстве (п.п. 5.2, 5.3 приложения). Полагая, что решение и предписание УФАС вынесены с нарушением компетенции антимонопольного органа, поэтому подлежат признанию недействительными, Вологодская городская Дума обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Думой требования, решение мотивировал тем, что поскольку в силу Закона о защите конкуренции антимонопольные органы не вправе выдавать предписания представительным органам власти Российской Федерации и ее субъектам, то указанное ограничение должно распространяться и на представительные органы местного самоуправления. Данный вывод суда апелляционная инстанция считает ошибочным. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания: а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что, применяя указанную норму, арбитражные суды должны учитывать, что в соответствии со статьей 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Поскольку в пункте 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции указано, что обязательные для исполнения предписания могут быть вынесены в отношении органов местного самоуправления без каких-либо ограничений по кругу этих органов, то такие предписания могут быть вынесены антимонопольным органом в отношении любого органа местного самоуправления. С учетом изложенного антимонопольный орган, установив нарушение требований антимонопольного законодательства, вправе выдать предписание, в том числе и представительному органу муниципального образования «Город Вологда» - Вологодская городская Дума. Вместе с тем, апелляционная инстанция считает, что Управлением не доказан факт нарушения Думой требований статьи 15 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям. В соответствии со статьями 27, 29 и 198 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений антимонопольных органов и их должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у антимонопольного органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом в силу части 5 названной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у антимонопольного органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Одной из целей Закона о конкуренции является определение организационных и правовых основ предупреждения и пресечения ограничения конкуренции органами местного самоуправления (статья 1 Закона). При этом непременным условием применения Закона о конкуренции является осуществление данных действий на товарном рынке Российской Федерации, то есть в сфере обращения товара (услуги), не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров (услуг) на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар (услугу) на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (статья 4 Закона). Поскольку органы местного самоуправления, наделенные публично-властными полномочиями, могут целенаправленно или случайно ограничить конкуренцию на товарных рынках, статья 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления, в частности, принимать акты и (или) совершать действия, создающие дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов; необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара. Поэтому для квалификации предусмотренного указанной нормой нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. В оспариваемых решении и предписании отсутствует указание на вид товарного рынка, на котором следовало оценить состояние конкурентной среды. Доказательства проведения анализа рынка Управление в материалы дела не представило. Доводы об ущемлении прав хозяйствующих субъектов и о негативных последствиях для конкуренции, содержащиеся в оспариваемом решении, антимонопольный орган надлежащими доказательствами не подтвердил. Докладная записка от 14.12.2007 № 79, служебная записка от 25.12.2007, расчет единого налога на вмененный доход для различных марок автобусов, подписанный директором ООО «Вологодское ПАТП», содержащиеся в представленных в апелляционную инстанцию Управлением материалах дела № 650 (по заявлению предпринимателей, в том числе ООО «Вологодское ПАТП»), таковыми доказательствами не являются. Поскольку решение УФАС от 05.02.2008 № 650 о нарушении Думой статьи 15 Закона о защите конкуренции не агрументировано и документально не подтверждено, то пункт 2 данного решения, а также предписание от 05.02.2008 № 650 судом первой инстанции обоснованно признаны недействительными и не соответствующими положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется. Поскольку УФАС при принятии апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, в соответствии со статьями 102 АПК РФ, 333.21 НК РФ с него подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина в сумме 1000 рублей. Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 июня 2008 года по делу № А13-880/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области – без удовлетворения. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в федеральный бюджет госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Председательствующий Н.В. Мурахина Судьи Н.Н. Осокина А.В. Потеева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу n А66-3040/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|