Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 по делу n А44-242/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19 июня 2008 года г. Вологда Дело № А44-242/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Бочкаревой И.Н., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Максим» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 марта 2008 года по делу № А44-242/2008 (судья Куропова Л.А.), у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Максим» (далее – ООО «Максим», общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Великого Новгорода (далее – Администрация) о признании недействительным распоряжения от 01.11.2007 № 5199рм «Об отказе ООО «Максим» в эксплуатации временного объекта – торгового павильона № 892 по ул. Щусева, д. 2 в квартале 238 города». Решением Арбитражного суда Новгородской области от 24.03.2008 в удовлетворении требования ООО «Максим» отказано. ООО «Максим» с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права при принятии судебного акта; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, распоряжением Администрации от 16.03.2006 № 1071рм Ивановой И.Ю. разрешена с 01.09.2005 по 30.08.2006 эксплуатация временного объекта – торгового павильона № 892 на земельном участке площадью 16 кв. м, расположенном на землях общего пользования в жилой зоне Ж.-Ж.4. (зона многоквартирных домов в 6-9 этажей) по адресу: Великий Новгород, ул. Щусева, д. 2 в квартале 238 города (далее – торговый павильон № 892). ООО «Максим» по договору купли-продажи от 27.12.2006 приобрело у Ивановой И.Ю. указанный торговый павильон. ООО «Максим» 09.04.2007 обратилось в Администрацию с заявлением № 101-вр о предоставлении ему указанного земельного участка для эксплуатации торгового павильона № 892 сроком на один год (лист дела 30). Распоряжением Администрации от 01.11.2007 № 5199рм Обществу в эксплуатации временного объекта отказано, торговый павильон № 892 предписано демонтировать до 15.11.2007 со ссылкой на подпункт 6.2.8 Положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 № 147 (в редакции решения Думы Великого Новгорода от 26.01.2006 № 245), на распоряжения администрации города от 11.01.2007 № 43рз «О предварительном согласовании ОАО «Фармация» места размещения общественного здания многофункционального назначения с аптечным супермаркетом, утверждении проекта границ земельного участка по Большой Санкт-Петербургской ул. в квартале 238 города» и от 18.10.2007 № 4937рм «О предоставлении в аренду ОАО «Фармация» земельного участка по Большой Санкт-Петербургской ул. в квартале 238 города для строительства общественного здания многофункционального назначения с аптечным супермаркетом». Не согласившись с указанным выше распоряжением Администрации, ООО «Максим» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято Администрацией в соответствии с действующим законодательством. Суд апелляционной инстанции считает такой вывод правильным по следующим основаниям. В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Исключительное право на аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 36 ЗК РФ имеют собственники объектов недвижимости, расположенных на соответствующих земельных участках. Согласно действующим нормам ЗК РФ обязанность предоставить в аренду земельный участок может возникнуть у органа местного самоуправления только при определенных условиях, в частности, при наличии на участке объекта недвижимости. В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Недвижимое имущество характеризует не только физическая, но и юридическая связь с землей, при отсутствии которой объект не может быть признан недвижимым имуществом. Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 10 статьи 1 отождествляет понятия объекта недвижимости и объекта капитального строительства, противопоставляя им временные постройки, киоски, навесы, права на которые не подлежат государственной регистрации. При этом положения названного Кодекса, предусматривающие обязательность получения разрешения на строительство и последующего ввода объекта в эксплуатацию, применимы исключительно к объектам недвижимости и не касаются возведения временных построек. Как усматривается из материалов дела и Обществом не оспаривается, торговый павильон № 892 является временным сооружением и к объектам недвижимости не относится, поэтому на правоотношения по возникновению прав на земельный участок, занятый указанным павильоном, действие положений статьи 36 ЗК РФ не распространяется. Порядок предоставления земельных участков в Великом Новгороде для эксплуатации временных объектов (сооружений) предусмотрен Положением о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода (далее – Положение), утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 № 147 (в редакции решения Думы Великого Новгорода от 26.01.2006 № 245). В соответствии с пунктом 1.2 данного Положения под временными объектами понимаются объекты, эксплуатация которых осуществляется в режиме временного использования и права на которые не подлежат государственной регистрации в Управлении федеральной регистрационной службы по Новгородской области. В зависимости от вида использования в силу пункта 5.1. Положения устанавливается следующий срок действия разрешений на эксплуатацию временных объектов либо срок договора аренды земельного участка для эксплуатации временного объекта – один год для временных объектов, указанных, в частности, в подпункте 1.4.1 Положения (киоски и павильоны розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, их комплексы). В соответствии с пунктом 5.2. Положения срок действия разрешения на эксплуатацию временного объекта и срок договора аренды устанавливаются распоряжениями Администрации города о предоставлении земельного участка в аренду для эксплуатации временного объекта, о разрешении на возведение или эксплуатацию временного объекта либо договором о размещении или эксплуатации объекта наружной рекламы. Согласно подпункту 6.2.8. Положения временные объекты подлежат сносу на основании распоряжения Администрации города, если, в частности, изменяется общая градостроительная планировочная ситуация городской среды, продиктованная необходимостью развития территории города и его благоустройства, согласно утвержденной документации по планировке территорий города. Таким образом, Положением установлен четкий порядок возведения, сдачи в эксплуатацию, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода. Данный порядок является обязательным для исполнения физическими и юридическими лицам независимо от их организационно-правовых форм. В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, строительство крупного общественного здания (торгового центра) в указанном микрорайоне предусмотрено Генеральным планом Великого Новгорода и проектом детальной планировки. На основании распоряжений Администрации Великого Новгорода от 11.01.2007 № 43рм «О предварительном согласовании ОАО «Фармация» места размещения общественного здания многофункционального назначения с аптечным супермаркетом, утверждении проекта границ земельного участка по Большой Санкт-Петербургской ул. в квартале 238 города», от 18.10.2007 № 4937рм «О предоставлении в аренду ОАО «Фармация» земельного участка по Большой Санкт-Петербургской ул. в квартале 238 города для строительства общественного здания многофункционального назначения с аптечным супермаркетом» земельный участок, площадью 8798 кв.м, в том числе под благоустройство 3278 кв. м, с кадастровым номером 53:23:8323801:0119, расположенный на землях населенных пунктов в жилой зоне Ж.-Ж.4 (зона многоквартирных домов в 6-9 этажей) по Большой Санкт-Петербургской ул. в квартале 238 города предоставлен в аренду на два года ОАО «Фармация» для строительства общественного здания многофункционального назначения с аптечным супермаркетом. В соответствии с Генеральным планом Великого Новгорода и проектом детальной планировки 238 квартала на спорном земельном участке запланировано строительство крупного капитального объекта (торгового центра). Согласно утвержденной проектной документации и изменению планировочной ситуации в указанном микрорайоне, по окончанию строительства, земельный участок, занимаемый в настоящее время торговыми павильонами, (в том числе и торговым павильоном № 892), планируется выделить под парковочную площадку указанного общественного здания. Кроме того, данный торговый павильон находится в непосредственной близости от строительной площадки общественного здания многофункционального назначения с аптечным супермаркетом, что противоречит строительным нормам и правилам, касающимся безопасности строительства. В соответствии с проектной документацией предусмотрен перенос магистральных сетей на территорию, граничащую с комплексом торговых павильонов (в том числе и павильона № 892), что свидетельствует о том, что дальнейшая эксплуатация торгового павильона не отвечает требованиям строительных правил и норм по безопасности строительства и прокладке магистральных сетей. При таких обстоятельствах Общество не вправе требовать продлить срок временного разрешения на эксплуатацию торгового павильона № 892, а у Администрации не возникает соответствующей обязанности разрешить его дальнейшую эксплуатацию. Также не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции довод Общества об отсутствии у Администрации полномочий на принятие оспариваемого распоряжения. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. На основании пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Как следует из пункта 1.1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 данного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Согласно статье 34 ЗК РФ органы местного самоуправления в целях обеспечения управления земельными участками, находящимися в их собственности и (или) ведении, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Статьей 36 Устава муниципального образования – городского округа Великий Новгород, установлены полномочия администрации в области использования земли и охраны природы, в частности осуществление в установленном порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, территориями общего пользования, находящимися в пределах черты Великого Новгорода, а также землями, переданными в ведение Великого Новгорода в установленном законом порядке. Таким образом, издание оспариваемого распоряжения относится к компетенции администрации Великого Новгорода. Не нашли своего подтверждения и доводы апелляционной жалобы о нарушении оспариваемым распоряжением статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 по делу n А66-6705/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|