Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2008 по делу n А66-1110/2008. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 мая 2008 года г. Вологда Дело № А66-1110/2008
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В., Потеевой А.В. при ведении протокола помощником судьи Бараевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 14 апреля 2008 года по делу № А66-1110/2008 (судья Бажан О.М.), у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области (далее – инспекция, МИФНС) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Мамедову Сардару Эльяс оглы о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Определением Арбитражного суда Тверской области от 14 апреля 2008 года производство по делу прекращено. Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы указывает на доказанность факта совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, что подтверждается отсутствием на момент проверки у предпринимателя разделов «А» и «Б» справок к товарно-транспортной накладной (далее – ТТН) на алкогольную продукцию. Отзыв на апелляционную жалобу предпринимателем не представлен. Предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав материалы дела, апелляционная инстанция считает, что определение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело – рассмотрению по существу. Как усматривается из материалов дела, должностными лицами МИФНС на основании поручения от 26.02.2008 № 14 о проведении проверки 26.02.2008 в 16 час 40 мин произведена проверка кафе «Royal», расположенного по адресу: г. Удомля, Вышневолоцкое шоссе, д. 4, принадлежащего предпринимателю Мамедову С.Э. По результатам данной проверки оформлены акт проверки от 26.02.2008 № 14, протокол осмотра от 26.02.2008 и протокол изъятия от 26.02.2008. Государственным налоговым инспектором 26.02.2008 в отношении предпринимателя составлен протокол № 40 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. В указанном протоколе отражено, что в названной торговой точке установлен факт продажи алкогольной продукции без соответствующих документов, подтверждающих легальность ее оборота: сертификат соответствия, разделы «А» и «Б» справок к ТТН, что является нарушением пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 26, статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), пункта 139 раздела ХIХ Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55. Административное правонарушение квалифицировано МИФНС по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Считая факт совершения предпринимателем административного правонарушения установленным, инспекция обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Арбитражный суд, прекращая производство по делу, указал на отсутствие оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виду отсутствия лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем он не может нести ответственность за отсутствие документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции. Суд также учитывал ранее вынесенное в отношении предпринимателя постановление о привлечении его к административной отвесности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Апелляционная инстанция считает вывод Арбитражного суда Тверской области, содержащийся в определении, ошибочным по следующим основаниям. Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям. Абзацем 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта и алкогольной продукции определен как закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. В абзаце 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2). Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 10.2). Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Правила розничной продажи алкогольной продукции установлены в разделе 1 «Общие положения» и разделе ХIХ «Особенности продажи алкогольной продукции Правил продажи отдельных видов товаров (Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (в редакции от 08.02.2006 № 80). Согласно пункту 12 названных Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительных документов, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. На основании пункта 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. Событие административного правонарушения - продажа спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов - подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26.02.2008 № 40, актом поверки от 26.02.2008 № 14, протоколом изъятия от 26.02.2008, свидетельствующими о том, что в момент проведения проверки предпринимателем не представлены затребованные инспекцией документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции. Данные документы предпринимателем не представлены и после проведения поверки. Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ в качестве оснований для привлечения к административной ответственности в числе нарушений правил продажи алкогольной продукции устанавливает фактическое отсутствие как таковых документов, свидетельствующих о легальности находящейся на реализации алкогольной продукции. Таким образом, инспекцией правильно установлено совершение предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Прекращая производство по делу, суд первой инстанции указал, что предприниматель не имеет лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, следовательно, у него не может быть документов, подтверждающих легальность ее оборота. В связи с тем, что ответственность за отсутствие лицензии предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, то предприниматель Мамедов С.Э., по мнению суда, не может привлекаться к ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что норма части 2 статьи 14.16 КоАП РФ не связывает ответственность за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без справок к ТТН с наличием или отсутствием лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В данном случае инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Мамедова С.Э. к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без разделов «А» и «Б» справок к ТТН, а не за торговлю без лицензии. С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что части 2 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ содержат самостоятельные составы административных правонарушений, дела о которых уполномочены рассматривать разные административные органы, неправомерно связывать невозможность представления документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, с отсутствием лицензии на их розничную продажу. При данных обстоятельствах суд первой инстанции неправильно оценил обстоятельства дела. Вместе с тем, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (26.05.2008) двухмесячный срок давности привлечения к ответственности истек. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса обязательного для арбитражных судов в Российской Федерации в силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.95 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ. Кроме того, в пункте 20 этого постановления указано, что при рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым отказано в привлечении лица к административной ответственности, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ. Протокол № 40 об административном правонарушении составлен 26.02.2008. Срок для привлечения лица к административной ответственности, установленный пунктом 1 статьи 4.5. Кодекса, истек 26.04.2008. При таких обстоятельствах предприниматель не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. В материалах дела имеется протокол об изъятии от 26.02.2008 с приложениями 1, 2 «Перечень видов алкогольной продукции, находящихся на момент проверки 26.02.2008 в торговой точке кафе «Royal» ИП Мамедова Сардар Эльяс оглы, проверенных в ходе проверки и изъятых из оборота», согласно которому изъята алкогольная продукция по прилагаемому перечню и оставлена на ответственное хранение в торговой точке: кафе «Royal», г. Удомля, Вышневолоцкое шоссе, д. 4. В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, при этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Поскольку в данном случае предприниматель к административной ответственности не привлечен, вопрос об изъятой алкогольной продукции следует разрешить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области в пределах ее полномочий. Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
определение Арбитражного суда Тверской области от 14 апреля 2008 года по делу № А66-1110/2008 отменить. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области в удовлетворении заявленных требований о привлечении индивидуального предпринимателя Мамедова Сардара Эльяс оглы к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать. Председательствующий Н.С. Чельцова Судьи Н.В. Мурахина А.В. Потеева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2008 по делу n А66-10821/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|