Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 по делу n А52-4935/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 мая 2008 года г. Вологда Дело № А52-4935/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В., Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И., при участии от заявителя Марук Е.Я. по доверенности от 23.10.2007 № 1264, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» на решение Арбитражного суда Псковской области от 30 января 2008 года по делу № А52-4935/2007 (судья Манясева Г.И.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Промсвязьбанк» (далее – банк) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – УФАС, антимонопольный орган) об отмене постановления от 04.12.2007 по делу № 35/2007 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства, которым банк привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб. Решением Арбитражного суда Псковской области от 30.01.2008 по делу № 52-4935/2007 в удовлетворении требований банка отказано. Банк с судебным актом не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Псковской области от 30.01.2008 по делу № 52-4935/2007, принять новый судебный акт об удовлетворении его требований. Полагает, что дополнительное соглашение от 01.06.2007 № 1/05 к агентскому договору от 02.05.2007 № 21/2179 не является самостоятельным соглашением, поскольку вносит лишь дополнения в укащаееый агентский договор. Считает, что данное соглашение является исключением, предусмотренным частью 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при котором уведомление о его заключении в УФАС не направляется. В связи с этим указывает на отсутствие в деянии банка состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ. В судебном заседании представитель банка поддержал доводы и требования апелляционной жалобы. Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда от 30.01.2008 законным и обоснованным; просит в удовлетворении апелляционной жалобы банка отказать. Ссылается на то, что дополнительное соглашение не является исключением из части 9 статьи 35 указанного Закона, в связи с чем банк обязан представить антимонопольному органу уведомление о его заключении. УФАС надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав объяснение представителя заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению. Как следует из материалов дела, УФАС на основании приказа от 20.07.2007 № 65 проведена камеральная проверка соблюдения банком положений части 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в ходе которой установлено, что ОАО «Промсвязьбанк» в нарушение требований частей 9, 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции не представил в течение 15 дней с даты достижения уведомления о достигнутом дополнительном соглашении от 01.06.2007 № 1/05 к Агентскому договору со страховой организацией от 02.05.2007 № 21/2179 со Страховым закрытым акционерным обществом «Стандарт-Резерв». Названные обстоятельства послужили основанием для вынесения антимонопольным органом определения от 24.10.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении № 35/2007 и проведении административного расследования (т. 1, л. 93-95). Псковскому филиалу банка предложено представить копии соглашений, достигнутых в любой форме между банком и органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, а также с любыми организациями за период с 01.08.2006 по 01.08.2007. В ответ на это 01.10.2007 Псковским филиалом банка направлена антимонопольному органу копия дополнительного соглашения от 01.06.2007 № 1/05. В отношении банка составлен протокол от 22.11.2007 № 31 об административном правонарушении (т.1, л. 98-100) по признакам деяния, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ. Протокол оформлен в отсутствие представителя банка, извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления, о чем в протоколе имеется соответствующая запись. По результатам рассмотрения административных материалов заместителем руководителя УФАС вынесено постановление от 04.12.2007 по делу № 35/2007 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства, которым банк привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб. (т. 1, л. 15-22). Не согласившись с данным постановлением антимонопольного органа, банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его незаконным и отмене. Суд, установив, что спорное дополнительное соглашение не является исключением, предусмотренным частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, пришел к выводу об обязанности банка представить в антимонопольный орган уведомление о дополнительном соглашении в течение 15 дней с даты его достижения. Поскольку банком в указанный срок такое уведомление представлено не было, суд признал факт правонарушения доказанным и отказал в удовлетворении требований заявителя. Согласно части 4 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Объективная сторона вменяемого банку правонарушения выражается в непредставлении в антимонопольный орган уведомлений, если представление таких уведомлений является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством. В соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном данным Законом, за исключением: 1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации; 2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг; 3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности. Из указанной нормы следует, что финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной или устной форме между ними, а приведенный перечень исключений является исчерпывающим. Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения (часть 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции). Материалами дела подтверждается, что уведомление о заключении между банком и СЗАО «Стандарт-Резерв» дополнительного соглашения от 01.06.2007 № 1/05 к агентскому договору № 21/21729 в установленный Законом о защите конкуренции срок в УФАС не направлялось. Данный факт не оспаривался представителем банка, который ссылался на то, что характер этого соглашения не требует обязательного уведомления о нем антимонопольного органа применительно к части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, поскольку не является самостоятельным соглашением по смыслу названной нормы. Суд апелляционной инстанции считает данный довод обоснованным, а выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям. Часть 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции обязывает финансовые организации направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Из смысла статьи 35 Закона о защите конкуренции вытекает, что антимонопольный орган осуществляет государственный контроль не за любыми соглашениями, а только за соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию. При этом под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (подпункт 18 статьи 4 указанного Закона). Из дела усматривается, что между банком (агент) и Страховым ЗАО «Стандарт-Резерв» (страховщик) в г. Москве 02.04.2007 заключен агентский договор № 21/21729 (далее – Агентский договор) (л.д. 23-27). Согласно пункту 1.4 Агентского договора стороны вправе заключить дополнительное соглашение к настоящему договору, в котором будет определен объем услуг, оказываемых агентом страховщику при заключении с клиентами договоров личного страхования имущества, принимаемого в залог в рамках программ кредитования АКБ «Промсвязьбанк» (ЗАО). Во исполнение данного пункта Агентского договора, заключенного между названными юридическими лицами, на территории г. Пскова, где расположены Псковский филиал банка и филиал страховщика, достигнуто дополнительное соглашение от 01.06.2007 № 1/05 (т. 1 л. 32). Спорным дополнительным соглашением предусмотрено определение сторонами объема услуг, оказываемых филиалом агента на территории города Пскова и Псковской области при заключении с клиентами договоров страхования транспортных средств, передаваемых в залог филиалу агента в рамках программ кредитования на покупку транспортных средств; размер вознаграждения филиала агента за оказанные услуги; порядок приема-передачи услуг и их оплаты. То есть оно регулирует технические вопросы, касающиеся обязанностей страховщика по обеспечению включения в условия договоров с физическими лицами определенных требований. В силу пункта 8 дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Агентского договора, в связи с чем его необходимо рассматривать не как отдельное соглашение, а как документ, вносящий дополнения (изменения) в указанный договор. Таким образом, оно не подпадает под признаки соглашения хозяйствующих субъектов, в том числе финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию. Из оспариваемого постановления УФАС следует, что банк привлечен к ответственности за непредставление в установленные сроки уведомления только в отношении дополнительного соглашения от 01.06.2007 № 1/05 к Агентскому договору со страховой организацией от 02.05.2007 № 21/2179, заключенного банком со Страховым закрытым акционерным обществом «Стандарт-Резерв», в лице филиалов, находящихся в г. Пскове, а не названного Агентского договора. В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Из постановления от 07.12.2007 № 1318/Ом по делу № 35/2007 о назначении административного наказания (т.1, л. 108) следует, что УФАС не смогло в должной степени оценить влияние заключенного дополнительного соглашения от 01.06.2007 № 1/05 на конкуренцию на рынке финансовых услуг. Следовательно, в данном случае административным органом не доказана вина банка во вмененном ему правонарушении. При таких обстоятельствах суд считает, что в действиях (бездействии) общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального права, допущенных судом первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено. На основании изложенного решение Арбитражного суда Псковской области от 30.01.2008 по делу № А52-4935/2007 подлежит отмене в связи с неправильным истолкованием закона, а требования банка – удовлетворению. Руководствуясь статьей 269, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Псковской области от 30 января 2008 года по делу № А52-4935/2007 отменить. Признать незаконным постановление Управления по Псковской области Федеральной антимонопольной службы от 04 декабря 2007 года по делу № 35/2007 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Промсвязьбанк», и отменить его полностью. Председательствующий Н.С. Чельцова Судьи Н.В. Мурахина А.В. Потеева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 по делу n А44-782/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|