Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу n А05-11947/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/аЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 04 мая 2008 года г.Вологда Дело № А05-11947/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарём судебного заседания Щаповой Е.И., при участии от ОАО "Алвиз" Харитоновой Т.Н. по доверенности от 01.01.2008 № 11/08, от УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Карпова Н.С. по доверенности от 10.01.2008, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2008 года по делу № А05-11947/2007 (судья Меньшикова И.А.), у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество "Архангельский ликёро-водочный завод" (далее – ОАО "Алвиз", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с требованием к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии действий по изъятию у общества коньяка обработанного. Кроме того, ОАО "Алвиз" просило обязать Управление изъять у общества коньяк обработанный "Три звёздочки" в количестве 2587 декалитров, коньяк обработанный "Пять звёздочек" в количестве 529 декалитров, отгрузка которых запрещена актами отбора от 05.06.2007 № 1 и 2, в соответствии с действующим законодательством. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме. Не согласившись с таким судебным актом, Управление обратилось в суд апелляционной инстанции. Ссылаясь на положения статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее – Закон № 171-ФЗ), указывает, что изъятие этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается только при незаконности их оборота, установленной по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ. Конкретный порядок изъятия этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Законом № 171-ФЗ не регламентирован. Считает, что изъятие продукции, находящейся в незаконном обороте, может быть произведено применительно к подпунктам 2 и 6 абзаца первого пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Может быть также использован способ изъятия у собственника в виде конфискации применительно к части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, Управление обращает вынимание на допущенные судом процессуальные нарушения: рассмотрение дела в условиях нарушения обществом срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия и отсутствия ходатайства о его восстановлении, а также о несоответствии резолютивной части решения суда требованиям, установленным пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). ОАО "Алвиз" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании изложенные в ней доводы отклонили, считают оспариваемое решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Заслушав представителей сторон, изучив письменные доказательства, доводы жалобы, апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Как следует из материалов дела, ОАО "Алвиз" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Родник-К" договор от 07.03.2007 № 39 на поставку коньяка. В соответствии с указанным договором ООО "Родник-К" осуществило в адрес ОАО "Алвиз" поставки по товарно-транспортным накладным от 12.03.2007 № 335 и 336 коньяка российского пятилетнего "Пять звёздочек" (обработанного) в объёме 1575 декалитров и коньяка российского трёхлетнего "Три звёздочки" (обработанного) в объёме 5170 декалитров (листы дела 27-32). В связи с поступлением информации от Управления ФНС России по Кабардино-Балкарской Республике об отсутствии у ООО "Родник-К" соответствующей лицензии, позволяющей осуществлять закупку и поставку коньяков обработанных, налоговым органом проведена внеплановая проверка ОАО "Алвиз" по вопросу соблюдения условий действия лицензии на производство, хранение и поставку произведённых спиртных напитков в части закупки и использования для производства готовой продукции коньяков из обработанных коньяков. В ходе проверки проведена инвентаризация коньяков обработанных, поступивших от ООО "Родник-К", по итогам которой установлено наличие 529 декалитров коньяка обработанного "Пять звёздочек" и 2587 декалитров коньяка обработанного "Три звёздочки". Произведён отбор проб коньяка обработанного "Пять звёздочек" и "Три звёздочки", а также готовой продукции – коньяка "Пять звёздочек" и "Три звёздочки" для проверки на соответствие требованиям государственных стандартов ГОСТ Р 51618-2000, о чём составлены акты от 05.06.2007 № 1 и 2. В актах руководству организации указано на запрет использования, отгрузки (реализации) партий продукции, от которых отобраны образцы (пробы), до получения результатов анализа и выдачи проверяющими соответствующего разрешения (листы дела 7-9). По результатам испытаний, проведённых ФГУП "Архангельский ЦСМиС" (протоколы от 09.06.2007 № 2467 – 2471), отклонений от требований государственных стандартов не установлено (листы дела 33-37). В составленном по результатам проверки акте обследования организации от 19.06.2007 № 13-08/08424 зафиксировано, что готовая продукция произведена ОАО "Алвиз" из коньяка обработанного, поступившего от ООО "Родник-К" с нарушением условий, выданной данному поставщику лицензии (действие лицензии Б 082685 от 09.06.2004 прекращено 13.02.2007, выдача лицензии Б 096262 от 25.12.2006 на закупку, хранение и поставки обработанных коньяков не подтверждена лицензирующим органом), что, по мнению, налогового органа, свидетельствует о нелегальности оборота коньяка обработанного и невозможности использования для производства готовой продукции на его основе. Для решения вопроса о дальнейшем распоряжении коньяком обработанным и готовой продукцией материалы проверки направлены Управлением 29.06.2007 в лицензирующий орган – ФНС России (лист дела 53). 15.08.2007 ОАО "Алвиз" обратилось в Управление с просьбой дать разъяснение по вопросам о сроках рассмотрения материалов проверки лицензирующим органом, о статусе коньяков обработанных и готовой продукции, о праве общества на переработку и реализацию продукции и коньяков, а также о том, какие действия необходимо совершить для реализации указанной продукции (лист дела 38). В связи с отсутствием информации о статусе оспариваемого коньяка и возможности его использования, ОАО "Алвиз" 07.09.2007 направило в ФНС России заявление № 2-1/596, в котором просило разобраться в сложившейся ситуации и обязать Управление выдать соответствующее разрешение (лист дела 39). В свою очередь Управление обратилось в ФНС России с письмом от 14.09.2007 № 13-32/12619@ с просьбой дать указание о необходимых мерах в отношении приостановленной к производству и реализации продукции (лист дела 66). Письмами от 31.10.2007 № 18-9-05/03380, от 28.10.2007 № 07-2-04/169@ ФНС России дала обществу и Управлению следующие разъяснения. Коньяки обработанные, реализуемые ООО "Родник-К" без соответствующей лицензии, подлежат изъятию из незаконного оборота. В то же время изъятие продукции, изготовленной из продукции, впоследствии признанной находящейся в незаконном обороте, действующим законодательством не предусмотрено (листы дела 40-41, 51-52). На основании полученных разъяснений Управление сняло запрет на реализацию коньяков "Пять звёздочек" и "Три звёздочки", поставки которых были приостановлены по акту обследования от 19.06.2007 № 13-08/08424, о чём известило ОАО "Алвиз" письмом от 07.11.2007 № 13-36/15281. Полагая, что в отношении спорной продукции Управлением не принято решение о возможности дальнейшего распоряжения коньяком обработанным, в том числе об изъятии его из незаконного оборота, ОАО "Алвиз" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия налогового органа. Суд апелляционной инстанции считает заявленные обществом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно положениям части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, оспариваемое бездействие может быть признано незаконным только при одновременном нарушении законных прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и несоответствии его закону или иному нормативному правовому акту. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий. Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 171-З лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Следовательно, закупка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции у организаций, не имеющих соответствующих лицензий на поставку такой продукции, не входит в список запрещённых мероприятий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленный пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ. Более того, соответствие спорной продукции государственным стандартам подтверждено заключениями ФГУП "Архангельский ЦСМиС", сертификатом соответствия продукции, удостоверениями о качестве. Данный факт сторонами не оспаривается. Изъятие этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ). Основания прекращения права собственности помимо воли собственника исчерпывающим образом установлены пунктом 2 статьи 235 ГК РФ, согласно которой принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 ГК РФ. Учитывая, что положения статьи 238 ГК РФ применяются только в отношении имущества, которое может принадлежать лишь отдельным субъектам гражданского оборота и (или) оборот которого возможен лишь на основании специального разрешения (ограниченно оборотоспособные объекты), единственно допустимым способом изъятия этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в рассматриваемом случае является конфискация. Конфискация представляет собой один из видов прекращения права собственности на имущество в виде безвозмездного изъятия имущества с обращением его в доход государства, санкцию за совершение преступления или иного правонарушения (подпункт 6 пункта 2 статьи 235, пункт 1 статьи 243 ГК РФ). Конфискация имущества возможна в случае наличия умысла совершить сделку, заведомо противную основам правопорядка или нравственности. По смыслу положения части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации конфискация имущества может быть применена к физическим и юридическим лицам только лишь после вынесения соответствующего решения судом. По настоящему делу данный способ изъятия мог быть применён уполномоченным органом с учётом положений законодательства об административной ответственности лишь в отношении ООО "Родник-К". При указанных обстоятельствах ответчик не вправе был изымать у ОАО "Алвиз" продукцию, изготовленную из коньяка, произведённую поставщиком с нарушением условий лицензии. Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания противоречащим закону бездействия ответчика, выразившегося в непринятии действий по изъятию у общества коньяка обработанного. Довод заявителя о нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов ОАО "Алвиз" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности также не находит своего подтверждения в материалах дела. Письмом от 07.11.207 № 13-36/15281 Управление известило общество о снятии запрета на реализацию спорных коньяков. Таким образом, на момент обращения общества в арбитражный суд 26.11.2007 нарушение его прав и законных интересов было устранено. Вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не намерен разрешать заявителю использование и реализацию коньяков, уклоняется от их изъятия, не называет иной орган, уполномоченный Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу n А66-1849/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|