Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 по делу n А05-1515/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 апреля 2008 года                     г. Вологда                     Дело № А05-1515/2008

 

Резолютивная часть постановления вынесена 17 апреля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2008 года.

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Гаврилова Александра Сергеевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 марта 2008 года  по делу № А05-1515/2008 (судья Меньшикова И.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

предприниматель Гаврилов Александр Сергеевич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2008 № 13-11/868 ДСП по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04.03.2008                по делу № А05-1515/2008 в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным и отмене  постановления от 07.02.2008                                  № 13-11/868 ДСП отказано.

Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что в настоящее время отсутствует государственный реестр контрольно-кассовой техники, включающий персональные и программно-технические комплексы. Кроме того, полагает, что лица, использующие в своей деятельности виды контрольно-кассовых машин, не указанных в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 02.05.2003  № 54), не привлекаются к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники.

Предприниматель, инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Инспекция отзыв на апелляционную жалобу предпринимателя не представила.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба предпринимателя подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как видно из материалов дела, на основании поручения от 21.01.2008         № 43 старшими должностными лицами инспекции проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ в магазине «Шанс», принадлежащем предпринимателю Гаврилову Александру Сергеевичу, расположенном по адресу: г. Новодвинск, улица 3-ей Пятилетки,  д. 30.

По результатам проверки составлены акт от 31.01.2008 № 001474 и протокол от 01.02.2008 № 18 об административном правонарушении (далее – протокол от 01.02.2008 № 18).

В протоколе от 01.02.2008 № 18 зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в том, что 31.01.2008 в 16 часов 20 минут в магазине «Шанс», принадлежащем предпринимателю Гаврилову Александру Сергеевичу, расположенному по адресу: г. Новодвинск, улица 3-ей Пятилетки,  д. 30, при  приеме денежных средств в счет оплаты услуг сотовой связи «Мегафон» на сумму 100 рублей через автомат по приему платежей (платежный терминал) марки ОСМП-2 № 461035610 (системный № 8362081), выявлен факт неприменения контрольно-кассовой техники.

В результате предпринимателем Гавриловым А.С. нарушены пункты 2, 4, 5 Федерального закона от 02.05.2003 № 54-ФЗ.

Рассмотрев протокол от 01.02.2008 № 18 и приложенные к нему материалы проверки, исполняющий обязанности начальника инспекции принял постановление от 07.08.2008 № 13-11/868 ДСП по делу об административном правонарушении и о назначении административного наказания (далее – постановление 07.08.2008 № 13-11/868 ДСП), которым предприниматель Гаврилов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 3000 рублей.

В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона к контрольно-кассовой технике, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, относятся контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.05.2003 № 54-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

В соответствии с пунктом 1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам и включенных Комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Контрольно-кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.

Перечень моделей контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации, предусматривается Государственным реестром контрольно-кассовой техники.

В настоящее время в данном Государственном реестре указаны оборудованные устройствами фискальной памяти контрольно-кассовые машины. Перечень электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов в указанном реестре отсутствует.

Между тем применение электронно-вычислительных машин и программно-технических комплексов предусмотрено Федеральным Законом от 02.05.2003 № 54-ФЗ наравне с контрольно-кассовыми машинами.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 Федерального закона от 02.05.2003 № 54-ФЗ в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов. В связи с этим судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.

Данная позиция отражена и в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2008 № 11301/07.

Таким образом, использование предпринимателем при расчетах вместо контрольно-кассовой машины платежного терминала, не оборудованного встроенным фискальным регистратором, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным и отмене  постановления от 07.02.2008 № 13-11/868 ДСП.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.03.2008 подлежит отмене в  связи с неправильным применением норм материального права.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 марта 2008 года по делу № А05-1515/2008 отменить.

Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 07.02.2008 № 13-11/868 ДСП о привлечении предпринимателя Гаврилова Александра Сергеевича к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 3000 рублей признать незаконным и отменить.

Председательствующий                                                       О.Ю. Пестерева

Судьи                                                                                       В.А. Богатырева

Т.В. Виноградова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 по делу n А66-6703/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также