Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n А52-4442/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 апреля 2008 года                   г. Вологда                       Дело № А52-4442/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В., Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А,

при участии от ответчика Кочновой Т.Н. по доверенности от 21.12.2007 № 01/7301,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 24 декабря 2007 года по делу № А52-4442/2007 (судья Жупанова Л.В.),

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Псковский лесной терминал» (далее – ЗАО «Псковский лесной терминал», общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Псковской области (далее – Управление ФРС) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда с кадастровым номером 60:03:000000:0013, расположенного на территории Партизанского лесничества Гдовского лесхоза Псковской области.

Решением Арбитражного суда Псковской области по делу от 24.12.2007 требования общества удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления ФРС в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 30.12.2006 № 2, заключенного между ГУ «Управление природными ресурсами Псковской области» и ЗАО «Псковский лесной терминал», изложенный в сообщении от 14.09.2007 № 01/004/2007-2056.

Суд обязал Управление ФРС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО «Псковский лесной терминал».

С управления ФРС взыскано в пользу общества 2000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Управление ФРС с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции указанное решение отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение норм материального права при вынесении решения, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что исходя из положений статей 7, 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год) лесные земли, покрытые лесной растительностью, в отличие от леса, не относятся ни к участкам лесного фонда, ни к лесному фонду в целом, а участки леса и земельные участки из лесных земель, покрытые лесной растительностью, являются разными объектами недвижимого имущества. Считает, что, поскольку участком лесного фонда в рассматриваемом случае является участок леса, а лес, в свою очередь, с 08.12.2006 исключен из объектов недвижимого имущества в соответствии с внесением соответствующих изменений в статью 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, участок лесного фонда с указанной даты не относится к объектам недвижимости. По мнению Управления ФРС, понятие «участок лесного фонда» не идентичен понятию «лесной участок» и государственная регистрации договора на основании статьи 93 ЛК РФ не могла быть произведена.

ЗАО «Псковский лесной терминал» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу Управления ФРС – без удовлетворения.

Представитель Управления ФРС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

ЗАО «Псковский лесной терминал» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав представителя Управления ФРС, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как усматривается из материалов дела, на основании протокола               от 29.12.2006 № 10 о результатах лесного конкурса ГУ «Управление природными ресурсами Псковской области» (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 30.12.2006 № 2 аренды участков лесного фонда общей площадью 10 706 га, расположенных на территории Партизанского лесничества Гдовского лесхоза Псковской области, для заготовки древесины сроком на 49 лет.

Согласно разделу 3 договора он вступает в силу с момента регистрации.

Общество 24.08.2007 обратилось в Управление ФРС с заявлением о государственной регистрации названного договора.

Управление ФРС уведомлением от 14.09.2007 № 01/004/2007-2056 сообщило об отказе в государственной регистрации договора от 30.12.2006 № 2 аренды на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации), поскольку участки лесного фонда в связи с внесением изменений в статью 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не относятся к недвижимому имуществу, в связи с чем государственная регистрация прав, ограничений (обременении) в отношении участков лесного фонда с 08.12.2006 не осуществляется; таким образом, аренда участков лесного фонда не является правом, подлежащим государственной регистрации.

Общество, считая отказ Управления ФРС незаконным, оспорило его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что государственная регистрации договора участка лесного фонда предусмотрена Лесным кодексом Российской Федерации (1997 год), Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 № 345. Все нормативные акты, принятые на основании Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), применяются до 01.01.2007, а после указанной даты – в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Согласно пункту 5 статьи 131 ГК РФ, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены статьей 20 Закона о государственной регистрации

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав.

Заключение договоров аренды участков лесного фонда по результатам лесных конкурсов предусмотрено статьями 31, 34, 35 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год). Согласно статье 31 названного Кодекса аренда участков лесного фонда регулировалась данным Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде. Статьей 32 указанного Кодекса установлено требование о государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране лесов применяются лесное законодательство, специальные федеральные законы.

Из совокупности указанных правовых норм следует, что к отношениям по аренде участков лесного фонда нормы земельного законодательства не применяются, договор аренды участка лесного фонда подлежал государственной регистрации в силу непосредственного указания на это в Лесном кодексе Российской Федерации (1997 год) и в соответствии с гражданским законодательством, а не на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации о регистрации аренды земельных участков.

Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), вступившим в силу 08.12.2006, признаны утратившими силу с указанной даты положения Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), в частности, об объектах лесных отношений и об аренде участка лесного фонда. Названным Федеральным законом Лесной кодекс Российской Федерации (2006 год) введен в действие с 01.01.2007. Статьей 16 Вводного закона в пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а статьей 22 этого Закона в статью 1 Закона о государственной регистрации внесены изменения: из названных статей исключены слова «леса, многолетние насаждения».

Таким образом, на момент подписания протокола по результатам проведения лесного конкурса (29.12.2006) и договора от 30.12.2006 аренды участка лесного фонда, равно как и на момент обращения общества к регистрирующему органу и направления Управлением ФРС обжалуемого отказа, положения Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год) об аренде участков лесного фонда уже не действовали, а леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации. Указание в обжалуемом судебном акте на то, что на момент подписания протокола от 29.12.2006 лесного конкурса и договора от 30.12.2006 действовал Лесной кодекс Российской Федерации (1997 год), противоречит Вводному закону.

При таких обстоятельствах следует признать, что правовая основа для государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда после вступления в силу Вводного закона (с 08.12.2006) отсутствовала, в связи с чем Управление ФРС правомерно отказало обществу в государственной регистрации договора от 30.12.2006 аренды участка лесного фонда.

Ссылка в обжалуемом решении арбитражного суда в обоснование необходимости государственной регистрации договора от 30.12.2006 аренды участка лесного фонда на Положение об аренде, признанное утратившим силу только постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324, ошибочна. Указанное Положение было утверждено в соответствии со статьей 31 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год) и в части указания на необходимость государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, определения правового значения данной регистрации и правовых последствий ее отсутствия дублировало соответствующие нормы Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год) и Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу статей 131, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона о государственной регистрации государственная регистрация сделок и прав производится в случаях, установленных законами, в то время как Положение относится к иным нормативным правовым актам.

Поскольку в связи с изменением гражданского и лесного законодательства, а также Закона о государственной регистрации участки лесного фонда перестали относиться к тому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, отсутствие государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда не влияет на решение вопроса о его заключенности.

Такая же позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2008 по делу № А52-3757/2007.

Статьей 4 Вводного закона предусмотрена необходимость приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (2006 год). Согласно главе 6 названного Кодекса в аренду предоставляются лесные участки, представляющие собой земельные участки, границы которых определяются в соответствии с этим Кодексом (статья 7 Кодекса). В силу статьи 93 того же Кодекса государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации подлежат права на лесные участки.

С учетом изложенных выше обстоятельств апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции о том, что договор от 30.12.2006 № 2 аренды участка лесного фонда в соответствии с действовавшими на момент его заключения Лесным кодексом Российской Федерации (1997 год) и Положением об аренде подлежал государственной регистрации, ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Следовательно, оспариваемое решение подлежит отмене и в удовлетворении требования общества о признании незаконным отказа Управления ФРС в государственной регистрации договора от 30.12.2006 аренды участка лесного фонда следует отказать.

Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 24 декабря 2007 года по делу № А52-4442/2007 отменить.

В удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Псковский лесной терминал» о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 30.12.2006 № 2, заключенного между ГУ «Управление природными ресурсами Псковской области» и ЗАО «Псковский лесной терминал», изложенного в сообщении от 14.09.2007                 № 01/004/2007-2056, отказать.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Псковский лесной терминал» в пользу Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области 1000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе.

Председательствующий                                                                 В.А. Богатырева

Судьи                                                                                                Т.В. Виноградова

О.Ю. Пестерева

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n А66-6926/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также