Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 по делу n А05-7397/2007. Изменить решение

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 марта 2008 года

г. Вологда

Дело № А05-7397/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я., Писаревой О.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,

при участии от муниципального учреждения здравоохранения «Северодвинская городская больница № 1» Роженцева Д.В. по доверенности от 22.02.2008 № 372, Слинько Н.В. по доверенности от 22.02.2008 № 372,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2007 года по делу № А05-7397/2007 (судья Трубина Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

муниципальное учреждение здравоохранения «Северодвинская городская больница № 1» (далее – МУЗ «Северодвинская городская больница № 1») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 1 597 495 руб. 50 коп. убытков, связанных с дополнительными денежными выплатами медицинским работникам, выполнявшим государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году, по оплате отпусков, командировок, больничных листов, курсов повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата.

Определением суда от 06 сентября 2007 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, муниципальное образование «Северодвинск», Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Определением от 17 октября 2007 года суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), исключив ее из состава третьих лиц.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2007 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУЗ «Северодвинская городская больница № 1» взыскано 1 597 495 руб. 50 коп. убытков, 19 487 руб. 47 коп. расходов по государственной пошлине. В удовлетворении иска к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования отказано.

Минфин РФ с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части взыскания с Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851 определен исчерпывающий перечень выплат, производимых за счет субвенций. Утвержденные данным постановлением Правила не предусматривают компенсацию расходов, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников, за счет субвенций из бюджета. Ни Фонд обязательного медицинского страхования, ни Российская Федерация не имеют обязательств по финансированию данных выплат. По долгам учреждения при недостаточности его денежных средств на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает муниципальное образование, как собственник имущества.

МУЗ «Северодвинская городская больница № 1» в отзыве на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании против доводов жалобы возражали, во исполнение определения Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2008 года представили документы, подтверждающие, что сумма произведенных выплат работникам по состоянию на 19.11.2007 составляет 1 145 653 руб. 11 коп.

Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования в отзыве на апелляционную жалобу указал, что требования к нему являются необоснованными. Во исполнение определения суда от 26 февраля 2008 года представил пояснения, согласно которым МУЗ «Северодвинская городская больница № 1» ежемесячно подавало заявки на перечисление субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, всего за 2006 года – на сумму 786 230 руб. Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования исполнил свои обязательства по договору от 16 января 2006 года, перечислив указанную сумму истцу в полном объеме.

Муниципальное образование «Северодвинск» в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Ответчики, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отзыв на жалобу не представил. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит изменению в связи со следующим.

Согласно разделу IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461, на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.

Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.

Средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь государственного задания, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

В пункте 6 указанных Правил определены условия, при которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Как следует из материалов дела, 16 января 2006 года Архангельским областным фондом обязательного медицинского страхования и МУЗ «Северодвинская городская больница № 1» заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Разделом 3 данного договора срок его действия определен с 01 января 2006 года по 31 декабря 2006 года.

В течение 2006 года МУЗ «Северодвинская городская больница № 1» в соответствии с условиями договора ежемесячно предоставляло в Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования заявки на перечисление субвенций на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования в 2006 году в полном объеме перечислил истцу субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам.

Суд первой инстанции правомерно указал, что предъявленные к взысканию истцом убытки представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников в связи с ежемесячными доплатами в размере 10 000 руб. и 5000 руб. в рамках выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание, истцом начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом вышеуказанных  доплат.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2006 году» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851, которым определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.

В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Фондом социального страхования в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, у истца возникли убытки.

В то же время в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 825 (с учетом изменений от 01.12.2007), финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного пунктом 1 настоящих Правил, осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с бездействием органов государственной власти Российской Федерации, не определивших источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, работники которых выполняли в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, на основании статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения  жалобы Минфина РФ.

Однако решение суда подлежит изменению в связи с недоказанностью расходов истца в заявленной  сумме 1 597 495 руб. 50 коп.

Согласно

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 по делу n А66-7442/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также