Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу n А44-4/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 марта 2008 года г. Вологда Дело № А44-4/2008 Резолютивная часть постановления вынесена 18 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Бочкаревой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Древпром» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 января 2008 года по делу № А44-4/2008 (судья Ларина И.Г.), у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Древпром» (далее – общество, ООО «Древпром») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области (далее – комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2007 № 1/45 о назначении административного наказания. Решением Арбитражного суда Новгородской области от 24.01.2008 по делу № А44-4/2008 в удовлетворении требований общества отказано. Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Комитет в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласился, считает решение суда законным и обоснованным. Общество, комитет надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, комитет заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, помощником прокурора Батецкого района Новгородской области проведена общенадзорная проверка соблюдения природоохранного законодательства об обращении с промышленными и бытовыми отходами на предприятиях названного района. Проверкой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства при осуществлении производственной деятельности ООО «Древпром», в отношении которого прокурором Батецкого района Новгородской области принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.11.2007 (далее – постановление от 14.11.2007). В постановлении от 14.11.2007 зафиксированы нарушения экологического законодательства, выразившееся в том, что общество, осуществляя деятельность по переработке древесины в производственном помещении, расположенном по адресу: Новгородская область, п. Батецкий, ул. Полевая, 19, не разработало проект нормативов образования отходов, план мероприятий по охране окружающей среды на 2007 год, лимиты на размещение отходов, не определило места складирования отходов на территории общества, их границы, обустройство, а также должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию; не вносило плату за размещение отходов в 2007 году. Выявленные нарушения экологического законодательства образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Древпром», главный специалист-эксперт отдела охраны окружающей среды комитета принял постановление от 18.12.2007 № 1/45 о назначении административного наказания (далее – постановление от 18.12.2007 № 1/45) и вынес предписание от 18.12.2007 № 69 об устранении выявленных нарушений. В постановлении от 18.12.2007 № 1/45 указано, что обществом нарушены следующие положения экологического законодательства: пункт 1 статьи 22, статья 24, пункт 1 статьи 34, пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), статья 11, пункты 1, 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.2007 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»), а именно: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан; лимиты на размещение отходов производства и потребления на 2007 год не получены, мероприятия по охране окружающей среды не разработаны и не осуществляются, план мероприятий на 2007 год отсутствует. Постановлением от 18.12.2007 № 1/45 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей. В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Названной статьей под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В объяснениях от 14.11.2007, представленных помощнику прокурора, а также изложенных в письме от 11.12.2007 № 13, директором ООО «Древпром» указано, что общество осуществляет деятельность по переработке древесины с целью получения сырых (с естественной влажностью) пиломатериалов. В процессе производства образуются отходы производства (опилки, стружка, обрезь, древесные дровяные отходы), которые хранятся в специально оборудованных складских помещениях и реализуются по мере накопления. Таким образом, общество занимается переработкой древесины, в результате которой образуются отходы производства, следовательно, осуществляет деятельность в области обращения с отходами. В статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что природоохранные требования это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. В силу статьи 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно статье 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В пунктах 1, 3 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона также определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами; юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461. В соответствии с пунктом 4 названного Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа. Таким образом, обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также получению лимитов на размещение отходов производства и потребления возложена на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В силу пункта 1 статьи 39 вышеназванного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Учитывая изложенное, осуществляя эксплуатацию производственного объекта, общество должно разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, ее восстановлению. Факт нарушения ООО «Древпром» экологических требований при обращении с отходами производства подтверждается материалами проверки и объяснениями общества от 14.11.2007, из которых следует, что проекты нормативов на размещение отходов обществом не разработаны, лимиты на размещение отходов не установлены; плата за размещение отходов в 2007 году не вносилась; план мероприятий по охране окружающей среды не разработан; приказ, которым установлены места складирования отходов, их обустройство, ответственное лица за их эксплуатацию, не издан. Данное обстоятельство ставит под угрозу обеспечение экологической безопасности на производстве и нарушает нормы экологического законодательства. Следовательно, в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Доводы общества о том, что опилки, стружки, обрезь не являются отходами производства, поскольку полностью реализуются населению и юридическим лицам, являются необоснованными, поскольку в силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, образовавшиеся в процессе производства. В связи с тем, что общество осуществляет производственную деятельность, а в результате любой производственной деятельности образуются отходы, следовательно, оно является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных вышеуказанным Федеральным законом. Нарушение обществом экологических требований в сфере обращения с отходами производства образует состав административного правонарушения, ответственности за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, поэтому в данном случае последующая реализация отходов производства и потребления правового значения не имеет. Ссылка общества на недоказанность комитетом факта наступления вредных последствий от деятельности общества не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является формальным, ответственность наступает за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и не зависит от наступления вредных последствий. Поскольку для наличия состава административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ не требуется наступления вредных последствий, отсутствует необходимость в проведении государственного экологического надзора в виде взятия проб, проведения экспертиз и т. д. Доводы общества о том, что комитет не представил доказательства того, что в процессе производственной деятельности общества образуются опасные вещества являются необоснованными, поскольку диспозиция статьи 8.2 КоАП РФ не разделяет понятия «отходы производства» и «опасные вещества». Формулировка в названной статье «с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» предполагает, что отходы производства относятся к опасным веществам. Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2007 № 1/45 о назначении административного наказания. Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется. Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 января 2008 года по делу № А44-4/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Древпром» - без удовлетворения. Председательствующий О.Ю. Пестерева Судьи В.А. Богатырева И.Н. Бочкарева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу n А05-10925/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|