Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2005 по делу n А26-3915/2005. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 декабря 2005 года

Дело №А26-3915/2005-24

Резолютивная часть постановления объявлена  01 декабря 2005 года

Постановление изготовлено в полном объеме  08 декабря 2005 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Г.В. Борисовой

судей   Н.И. Протас ,  Л.А. Шульга

при ведении протокола судебного заседания:  Л.Н. Мацур

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9610\2005) ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Республики Карелия на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 04.08.2005г. по делу № А26-3915/2005-24 (судья Мещерякова К.И.),

по заявлению  ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Республики Карелия

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы  по Республике Карелия

о  признании недействительными решения от 30.03.2005г. и предписания № 04-21\06-4 от 30.03.2005г.

при участии:

от заявителя:  Шикаловой  О.В.  доверенность  от  15.08.2005г.  № 153/юр/150,  Варламова  Л.П.  доверенность  от  30.06.2005г.

от ответчика:  Черепанова  В.А.  руководитель,  Серивиной  Е.И.  доверенность  от  01.12.2005г.  № 108/1045

установил:

ФГУП  «Почта  России»  в  лице  филиала  Управления  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия  обратилось  в  Арбитражный  суд  Республики  Карелия  с  заявлением  о  признании  недействительным  решения  от  30.03.2005г.  и  предписания  № 04-21/06-4  от  30.03.2005г. Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия.

Решением суда  первой  инстанции  ФГУП  «Почта  России»  в  лице  филиала  Управления  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия   в  удовлетворении  заявленных  требований  отказано. с  которыми  предусмотрена  доставка  их  транспортомслугам стоимость  и  налога  на  прибыль  за  2000 год  по  эпизоду  вклю 

Не  согласившись  с  решением  суда,  ФГУП  «Почта  России»  в  лице  филиала  Управления  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия  направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда  первой  инстанции,  принять  новый  судебный  акт  об  удовлетворении  заявленных  требований  предприятия.

В  судебном  заседании  представители  заявителя  поддержали  доводы  апелляционной  жалобы  по  тем  основаниям,  что  выводы  суда  не  основаны  на  нормах  материального  и  процессуального  права  и  не  соответствуют  фактическим  обстоятельствам  дела.

Представитель  антимонопольного  органа  в  судебном  заседании  не  согласился  с  доводами  апелляционной  жалобы,  возражения  изложил  в  отзыве,  просил  решение  суда  первой  инстанции  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу  без  удовлетворения.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав  представителей  сторон,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  находит  апелляционную  жалобу  обоснованной  и  подлежащей  удовлетворению. 

Как  видно  из  материалов  дела,  в  Управление  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия  обратилась  Карельская  региональная  общественная  организация  «Содружество  средств  массовой  информации» с  жалобой  на  действия  Управления  ФПС  Республики  Карелия  филиала  ФГУП  «Почта  России»  об  отказах  заключения  договора  на  розничное  распространение  газеты  «Карельская  Губернiя».  Антимонопольным  органом  проведено  расследование  по  вопросу  нарушения  п.1  ст.5  Закона  РСФСР  «О  конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности  на  товарных  рынках»  Управлением  ФПС  Республики  Карелия.

По  результатам  проверки  антимонопольным  органом  принято  решение  от  30.03.2005г.  о  признании  ФГУП  «Почта  России»  в  лице  филиала  Управления  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия  занимающим  доминирующее  положение  на  рынке  услуг  розничной  торговли  республиканскими  газетами  в  географических  границах  муниципальных  образований  Республики  Карелия  и  вынесено  предписание  № 04-21/06-4  от  30.03.2005г. о  прекращении  нарушений  антимонопольного  законодательства,  обязывающее  в  срок  до  20.04.2005г.  заключить  договор  с  Карельской  региональной  общественной  организацией  «Содружество  средств  массовой  информации»  на  распространение  газеты  «Карельская  Губернiя».

Из  материалов  проверки  следует,  чтою  антимонопольного  органа,________________________________________________________________________________________________  по  результатам  изучения  рынка  продажи  основных  периодических  газетных  изданий  в  2003-2004гг. на  территории  районов  республики  с  установлением  различных  организаций,  которые  занимаются  распространением  и  продажей  республиканских  газет,  установлено,  что  доля  продажи  газет  Управлением  ФПС  по  Республике  Карелия  составила  в  административных  границах  12 муниципальных  образований  Республики  Карелия  от  35 %  до  65 %.  Указанные  данные  явились  основанием  для  признания  Управления  ФПС  по  Республике  Карелия,  филиала   ФГУП  «Почта  России»  предприятием,  занимающим  доминирующее  положение  на  рынке  продажи  республиканских  газет, и  принятия  оспариваемого  решения.  Основанием  для  вынесения  предписания  № 04-21/06-4  от  30.03.2005г.  явился  отказ  заявителя  заключить  договор  с Карельской  региональной  общественной  организацией  «Содружество  средств  массовой  информации»  на  распространение  газеты  «Карельская  Губернiя».

ФГУП  «Почта  России»  в  лице  филиала  Управления  ФПС  по  Республике  Карелия  не  согласилось  с  решением  и  предписанием  антимонопольного  органа  по  тем  основаниям,  что  оспариваемые  ненормативные  акты  приняты  на  основании  аналитических  данных,  не  имеющих  документального  подтверждения  и  не  соответствующих  действительным  обстоятельствам,  поскольку  заявитель  действует  на  товарном  рынке  только  со  второго  полугодия  2004г.,  а  сведения  оценивались  антимонопольным  органом  за  2003-2004гг.  Указанные  обстоятельства  явились  основанием  для  обращения  в  суд  с  заявлением.

Суд  первой  инстанции,  отказывая  ФГУП  «Почта  России»  в  лице  филиала  Управления  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия в  удовлетворении  заявленных  требований,  не  дал  правовой  оценки  доводам  заявителя,  что  привело  к  принятию  ошибочного  решения. 

В  соответствии  со  ст.4  Закона  РСФСР  «О  конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности  на  товарных  рынках»  товарный  рынок  является  сферой  обращения  товара,  не  имеющего  заменителей,  либо  взаимозаменяемых  товаров  на  территории  Российской  Федерации  или  ее  части,  определяемой  исходя  из  экономической  возможности  приобретателя  приобрести  товар  на  соответствующей  территории  и  отсутствия  этой  возможности  за  ее  пределами;  доминирующее  положение  определяет  исключительное  положение  хозяйствующего  субъекта  на  рынке  товара,  не  имеющего  заменителя,  либо  взаимозаменяемых  товаров,  дающее  ему  возможность  оказывать  решающее  влияние  на  общие  условия  обращения  товара  на  соответствующем  товарном  рынке  или  затруднять  доступ  на  рынок  другим  хозяйствующим  субъектам.  Доминирующим  признается  положение  хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на  рынке  определенного  товара  составляет  65 процентов  и  более,  за  исключением  случаев,  когда  хозяйствующий  субъект  докажет,  что,  несмотря  на  превышение  указанной  величины,  его  положение  на  рынке  не  является  доминирующим.  Доминирующим  также  признается  положение  хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на  рынке  определенного  товара  составляет  менее  65 процентов,  если  это  установлено  антимонопольным  органом,  исходя  из  стабильности  доли  хозяйствующего  субъекта  на  рынке,  относительного  размера  долей  на  рынке,  принадлежащих  конкурентам,  возможности  доступа  на  этот  рынок  новых  конкурентов  или  иных  кредиторов,  характеризующих  товарный  рынок.  Не  может  быть  признано  доминирующим  положение  хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на  рынке  определенного  товара  не  превышает  35 процентов. 

Антимонопольные  органы  в  силу  ст.12  указанного  Закона  наделены  правами  устанавливать  наличие  доминирующего  положения  хозяйствующего  субъекта,  формировать  и  вести  реестр  хозяйствующих  субъектов,  имеющих  долю  на  рынке  определенного  товара  в  размере  более  35 процентов.

Определение  границ  рынка  и  расчет  доли,  занимаемой  на  нем  хозяйствующим  субъектом,  должен  производиться  антимонопольным  органом  по  правилам,  установленным  Порядком  проведения  анализа  и  оценки  состояния  конкурентной  среды  на  товарных  рынках,  утвержденным  приказом  ГАК  РФ  от  20.12.1996г.  № 16,  с  учетом  Методических  рекомендаций  по  определению  доминирующего  положения  хозяйствующего  субъекта  на  товарном  рынке,  утвержденных  приказом  ГКАП  РФ  от  03.06.1994г.  № 67.

 Антимонопольный  орган,  устанавливая  факт  доминирующего  положения  организации – заявителя,  определил  вид  рынка – розничная  реализация  республиканских  газет  в  границах  12  муниципальных  образований,  но  не  определил  состав  участвующих  в  нем  продавцов.  Для  анализа  рынка  услуг  розничной  торговли  ответчик  использовал  информацию  за  2003-2004гг.,  предоставленную  по  его  запросу  издателями (редакциями)  республиканских  газет,  без  документального  подтверждения  фактической  реализации  газет  продавцами.

Однако  антимонопольным  органом  не  учтен  тот  факт,  что  ФГУП  «Почта  России»  в  лице  филиала  Управления  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия  действует  со  второго  полугодия  2004г.  и  не  является  правопреемником  ликвидированного  Государственного  учреждения  УФПС  Республики  Карелия.

Согласно  п.8.4  Порядка  проведения  анализа  и  оценки  состояния  конкурентной  среды  на  товарных  рынках,  при  измерении  рыночного  потенциала  дается  оценка  эффективности  деятельности  хозяйствующего  субъекта,  причем  эффективность  деятельности  на  товарном  рынке  может  свидетельствовать  о  рыночном  потенциале  лишь  при  условии  долговременного  сохранения  максимальных  размеров  показателей  эффективности (не  менее  года).

Материалами  дела  подтверждается,  что  антимонопольный  орган  при  анализе  сведений  и  определении  доли Управления  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия  на  рынке  услуг  розничной  торговли  республиканскими  газетами  использовал  данные,  предоставленные  издательствами  по  Государственному  учреждению  УФПС  Республики  Карелия,  которое  осуществляло  хозяйственную  деятельность  по  реализации  республиканских  газет  в  течение  2003г.  первого  полугодия  2004г.

Поскольку  антимонопольным  органом  при  расчете  доли  ответчика  на  спорном  товарном  рынке  использовались  сведения  о  деятельности  другого  юридического  лица,  то  следует  признать,  что  анализ  и  оценка  конкурентной  среды  произведены  на  недостоверной  информации  и  не  могут  быть  использованы  при  установлении  факта  доминирующего  положения  ФГУП  «Почта  России»  в  лице  филиала  Управления  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия  на  рынке  розничной  торговли  республиканских  газет.

Таким  образом,  антимонопольным  органом  не  представлены  надлежащие  доказательства,  подтверждающие  факт  доминирующего  положения  заявителя  на  названном  товарном  рынке,  что  является  основанием  для  признания  оспариваемого  решения  ответчика  недействительным. 

В  соответствии  с  п.1  ст.5  Закона  РСФСР  «О  конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности  на  товарных  рынках»  запрещаются  действия (бездействия)  хозяйствующего  субъекта (группы лиц),  занимающего  доминирующее  положение,  которые  имеют  либо  могут  иметь  своим  результатом  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и  ущемление  интересов  других  хозяйствующих  субъектов.

Антимонопольным  органом  не  представлены  в  судебное  заседание  доказательства  ущемления  со  стороны  заявителя  интересов  других  хозяйствующих  субъектов,  в  том  числе  Карельской  региональной  общественной  организацией  «Содружество  средств  массовой  информации».

Оспариваемое  предписание  антимонопольного  органа,  обязывающее  заключить  заявителя  договор  на  распространение  газеты  «Карельская  Губернiя»  с  Карельской  региональной  общественной  организацией  «Содружество  средств  массовой  информации»  не  может  быть  признано  законным,  поскольку  нарушает  и  ущемляет  интересы  заявителя.

Согласно  ст.421  ГК  РФ  граждане  и  юридические  лица  свободны  в  заключении  договора  и  понуждении  к  заключению  договора  не  допускается,  за  исключением  случаев,  кода  обязанность  заключить  договор  предусмотрена  ГК  РФ,  законом  или  добровольно  принятым  обязательством.

В  соответствии  с  указанной  нормой  права  заявитель  вправе  самостоятельно  выбрать  контрагента,  согласовывать  условия  договора.

Переписку  Управления  ФПС  Республики  Карелия  и  Карельской  региональной  общественной  организацией  «Содружество  средств  массовой  информации»  можно  признать  лишь  предварительными  договоренностями  сторон,  не  содержащими  условий  договора,  которые  не  лишают  стороны  права  в  будущем  урегулировать  разногласия  и  заключить  договор  на  взаимовыгодных  условиях.

Согласно  ст.2  Федерального  закона  «О  почтовой  связи» договор  на  распространение  газеты  «Карельская  Губернiя»  не  относится  к  публичным  договорам,  поэтому  не  является  обязательным  для  заключения  Управлением  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия.

Антимонопольным  органом  не  представлены  достаточные  доказательства,  свидетельствующие  о  нарушении  ФГУП  «Почта  России»  в  лице  филиала  Управления  Федеральной  почтовой  связи  Республики  Карелия  п.1  ст.5  Закона  РСФСР  «О  конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности  на  товарных  рынках»,  в  связи  с  чем,  предписание  от  30.03.2005г.  № 21/06-04  также  подлежит  признанию  недействительным. 

При  таких  обстоятельствах  апелляционный  суд  считает,  что  решение  суда  первой  инстанции  подлежит  отмене.

 На  основании  изложенного,  руководствуясь  статьями  268-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный  суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного  суда  Республики  Карелия  от  04.08.2005г.  по  делу  № А26-3915/2005-24  отменить.

Признать  недействительными  решение  от  30.03.2005г.  и  предписание  № 04-21/06-4  от  30.03.2005г.  Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия.

Возвратить  Управлению  Федеральной  почтовой  службы  Республики  Карелия (филиалу  ФГУП  «Почта  России)  из  федерального  бюджета  государственную  пошлину  в  сумме  4 000 рублей  по  заявлению  и  апелляционной  жалобе. 

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Г.В. Борисова

 

Судьи

Н.И. Протас

 

 Л.А. Шульга

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2005 по делу n А56-14675/2005. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также