Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А26-8671/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 февраля 2013 года

Дело №А26-8671/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Будылевой М.В.

судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Федуловой М.К.

при участии: 

от заявителя: Марченко О.Ю. по доверенности от 26.12.2011 №1В-118

от заинтересованного лица: Ислентьева Е.Б. по доверенности от 20.11.2012 №11-36/5-45710

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-60/2013) Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2012 по делу № А26-8671/2012 (судья Левичева Е.И.), принятое

по заявлению ОАО "Карельский окатыш"

к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия

о признании частично незаконным решения №246 от 02.08.2012

установил:

открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - заявитель, ОАО «Карельский окатыш», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд, ФСС, Учреждение) о признании частично недействительным решения № 246 от 02.08.2012 в части доначисления страховых взносов в размере 43 444 руб. 05 коп., соответствующих пени и штрафных санкций.

Решением от 07.11.2012 требования удовлетворены в полном объеме.

Учреждение, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.

По мнению подателя жалобы, выплаты сумм среднего заработка, сохраняемого за период ухода за детьми-инвалидами, за дни сдачи крови, за период прохождения военных сборов, за время участия в работе выборных профсоюзных органах облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.к. не являются компенсационными.

В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель Общества с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.11.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт № 255 н/с от 21.06.2012 (л.д. 14-27) и с учетом рассмотрения представленных Обществом возражений, принято решение от 02.08.2012 № 246 «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В соответствии с указанным решением обществу за 2011г. доначислены страховые взносы на выплаты сумм среднего заработка, сохраняемого за период ухода за детьми-инвалидами в сумме, 4 492, 53 руб.; за дни сдачи крови в сумме 22362,71 руб.; за период прохождения военных сборов в сумме 156,74 руб.; за время участия в работе выборных профсоюзных органах в сумме 16 432, 07 руб., всего 43 444 руб. 05 коп., соответствующие пени и штрафные санкции (л.д. 34-37).

Основанием для доначисления указанных сумм послужили выводы Фонда, что в ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ  "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ) в перечне, где указаны суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, отсутствуют выплаты по спорным основаниям. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Общество в указанной части с решением не согласилось и оспорило его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что спорные выплаты не входят в систему оплаты труда работников Общества, а производятся работодателем в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

Апелляционный суд считает данный вывод ошибочным по следующим основаниям.

В силу статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, который обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Согласно части 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда.

Действующим законодательством не предусмотрено финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, расходов страхователей на уплату страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, таким образом, данные расходы осуществляются за счет средств страхователя.

Поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Статья 170 ТК РФ обязывает работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним его места работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей. Одной из таковых является воинская обязанность, порядок реализации которой установлен Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Граждане на время медицинских освидетельствований, обследований или лечения, связанных с реализацией воинской обязанности, и на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением места работы и среднего заработка (ст. 6 Закона N 53-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.

При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.

Подпунктом 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Указанная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 19.10.2012 N ВАС-13062/12 по делу N А04-7886/2011.

Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.

Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.

Данные выплаты не подпадают под те виды выплат, на которые в соответствии с Перечнем не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 1 Закона N 212-ФЗ следует, что предметом правового регулирования данного Закона не являются отношения по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В письмах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации содержится позиция относительно уплаты страховых взносов, предусмотренных Законом N 212-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.

При этом следует иметь в виду, что от размера выплат, с которых исчисляются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зависит и размер пособия, подлежащего выплате работнику в результате наступления страхового случая (пункт 2 статьи 12 Закона N 125-ФЗ).

Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 4922/11 по делу N А21-2952/2010.

Аналогичная ситуация в отношении выплаты сумм среднего заработка за время участия в работе выборных профсоюзных органах, которая предусмотрена частью 3 статьи 374 ТК РФ.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2. Закона № 125-ФЗ предусмотрен перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами. Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит:

Исходя из смысла указанных статей, спорные выплаты по своей сути являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2012 по делу №А26-8671/2012 отменить.

В удовлетворении требований отказать.

Председательствующий

М.В. Будылева

 

Судьи

О.В. Горбачева

 

 В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А56-920/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также