Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу n А56-29846/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 14 февраля 2013 года Дело №А56-29846/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.В.Зотеевой судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой при участии: от истца (заявителя): предст. Громов П.Г. – доверенность № О-1/2-Д-115 от 06.04.2012 от ответчиков: 1) предст. Майоров Ю.А. – доверенность № 01-19/4501 от 16.05.2012; 2) не явился (извещен) от третьего лица: не явился (извещен) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24062/2012) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2012 по делу № А56-29846/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое по иску (заявлению) ООО «Ителла» к 1) Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, 2) Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору третье лицо: Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу о взыскании ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду. установил: общество с ограниченной ответственностью «Ителла» (ОГРН 1025004060223; место нахождения: Московская область, Одинцовский район, пос. Лесной городок, ул. Энергетиков, д. 8, стр. 3) (далее – ООО «Ителла, общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 159610 руб. и расходов на уплату государственной пошлины в сумме 5788 руб. 30 коп. Определением суда от 30.08.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика по ходатайству истца привлечено Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Решением суда от 15.10.2012 исковые требования удовлетворены частично; суд взыскал с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в пользу ООО «Ителла» ошибочно внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 16781 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. В остальной части в иске отказано. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент, ответчик) обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил (с учетом уточнения требований) решение суда от 15.10.2012 отменить в части взыскания с Департамента в пользу ООО «Ителла» платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 16781 руб. и расходов по госпошлине в сумме 2000 руб. Податель жалобы ссылается на то, что обществом не представлены в материалы дела доказательства того, что общество в процессе своей деятельности не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (договоры со специализированными организациями и др.). Таким образом, по мнению подателя жалобы, в данном случае отсутствовали основания для взыскания с Департамента сумм, излишне поступивших в бюджет, поскольку Департамент, как главный администратор доходов, обязан лишь принять решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представить поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата. В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ООО «Ителла» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, не настаивал на пересмотре решения суда от 15.10.2012 в полном объеме. Обществом также представлены копии договоров № 460-П от 01.01.2009 и № 43/11 от 17.01.2011 на оказание услуг по обращению с отходами, а также копия устава ООО «Ителла»; документы приобщены к материалам дела. Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда от 15.10.2012 в обжалуемой ответчиком части проверена в апелляционном порядке. Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 15.10.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента в связи со следующим. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу пункта 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08 и от 12.07.2011 № 1752/11. Из материалов дела усматривается, что ООО «НЛК-СПб» (правопреемником которого в результате реорганизации является ООО «Ителла», том 1 л.д. 84-89) не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Образование в результате деятельности общества твердых бытовых отходов само по себе применительно к положениям вышеназванных норм Закона № 7-ФЗ и Закона № 89-ФЗ не предусматривает обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Истцом представлены суду апелляционной инстанции копии договоров № 460-П от 01.01.2009 с ЗАО «ЭКОПРОЕКТ» и № 43/11 от 17.01.2011 с ООО «БАЛТКОМ», согласно которым услуги по обращению с отходами, образующимися в результате деятельности ООО «НЛК-СПб» (прием отходов для обработки и транспортировки, организацию вывоза, а также размещение отходов на специализированном полигоне), оказывали ЗАО «ЭКОПРОЕКТ» (в 2009 и 2010 годах) и ЗАО «БАЛТКОМ» (в 2011 году). Сведений об осуществлении ООО «НЛК-СПб» специализированной деятельности по размещению отходов, равно как и данных о внесении объектов общества в государственный реестр объектов размещения отходов, в материалы дела не представлено. Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО «НЛК-СПб» (правопреемником которого является «ООО «Ителла») не занималось размещением отходов в спорный период (в том числе, в 2010 и 2011 годах). Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку ООО «НЛК-СПб» размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, в спорный период не занималось, и не доказано осуществление обществом иных видов деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, не доказано и наличие у ООО «НЛК-СПб» (правопреемником которого является ООО «Ителла») в спорный период обязанности вносить плату за негативное воздействие. Факт внесения обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду (платы за размещение отходов) подтверждается представленными в материалы дела расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с I квартала 2006 года по II квартал 2011 года (л.д. 11-54), а также платежными поручениями №№ 255, 19, 645, 49, 564, 374, 188, 32, 17, 583, 398, 210, 38, 695, 472, 254 (57-72). Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям, ООО «НЛК-СПб» была внесена плата на негативное воздействие на окружающую среду за период с 2006 по 2011 год в размере 159610 руб. Суд первой инстанции, указав на пропуск истцом трехлетнего срока исковой давности по платежам, совершенным в период с 2006 по 2009 годы (последний из которых – 20.01.2009), отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания 142829 руб. Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется. В период с 01.10.2010 обществом были внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 16781 руб.: за III квартал 2010 года – 5733 руб. (платежное поручение № 645 от 20.10.2010), за IV квартал 2010 года – 6000 руб. (платежное поручение № 19 от 13.01.2011) и за I квартал 2011 года – 5048 руб. (платежное поручение № 255 от 20.04.2011). Поскольку у общества в 2010-2011 годах отсутствовала обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов производства и потребления), суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца и взыскал ошибочно внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 16781 руб. с Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, как администратора доходов федерального бюджета по платежам за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»). Изложенная в резолютивной части решения от 15.10.2012 формулировка (о взыскании с ответчика суммы ошибочно внесенной платы, а не об обязании возвратить плату или принять решение о возврате платы), по мнению суда апелляционной инстанции, не повлияет на способ и порядок исполнения судебного акта по возврату необоснованно уплаченных платежей. При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда от 15.10.2012 в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 октября 2012 года по делу № А56-29846/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу – без удовлетворения. Председательствующий Л.В. Зотеева Судьи И.Г. Савицкая А.Б. Семенова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу n А42-3649/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|