Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2013 по делу n А56-33073/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 11 февраля 2013 года Дело №А56-33073/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л. П. Загараевой, судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова, при ведении протокола судебного заседания: секретарем А. Г. Куписок, при участии: от истца (заявителя): не явился (извещен, уведомление № 397434); от ответчика (должника): Т. И. Прадедова, доверенность от 15.10.2012 № 18-28/150; от 3-го лица: Т. М. Агрызкова, доверенность от 09.01.2012 № 05-04/3; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25534/2012) Межрайонной ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2012 по делу № А56-33073/2012 (судья Ю. Н. Звонарева), принятое по иску (заявлению) ЗАО "Лаверна-1" к Межрайонной ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу 3-е лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга о признании незаконными уведомления и бездействия установил: Закрытое акционерное общество "Лаверна-1" (ОГРН 1027714002029, адрес 195271, Санкт-Петербург, Мечникова пр-кт, д. 19) (далее – ЗАО "Лаверна-1", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Санкт-Петербургу (адрес 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная наб., д. 13/1) (далее – налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ № 18 по СПб, ответчик) о признании недействительным уведомления о невозможности возврата переплаты по обязательным платежам от 29.03.2012 № 18-18/05799, о признании незаконными действий (бездействия) Инспекции, выражающихся в уклонении от возврата денежных средств по заявлению Общества, и об обязании Инспекцию возвратить Обществу сумму переплаты по обязательным платежам в размере 251279,89 руб. (с учетом уточнений). Решением суда первой инстанции от 18.09.2012 требования удовлетворены в части признания недействительным уведомления от 29.03.2012 в части указания на невозможность проведения возврата из-за непредставления бухгалтерской отчетности, признания незаконными действий (бездействия) Инспекции, выражающихся в уклонении от возврата переплаты в сумме 251277,85 руб., обязания Инспекцию возвратить Обществу переплату налогов, штрафа, пеней в сумме 251277,85 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано. В апелляционной жалобе МИФНС РФ № 18 по СПб просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что решением Инспекции от 09.07.2012 № 18-861 было отказано налогоплательщику в осуществлении возврата ЕСН в ФСС на сумму 234426,14 руб. в связи с подачей заявления на возврат по истечении 3 лет с момента возникновении данной переплаты; с 01.01.2010 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет ФСС РФ и его территориальные органы; пунктом 2.7 Инструкции «О порядке расходования средств ФСС РФ», утв. Постановлением ФСС РФ от 09.02.2011 № 11, установлено, что в случае превышения начисленного ЕСН (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, страхователь обращается за возмещением средств в отделение Фонда с представлением расчетов по размерам средств, необходимых для осуществления расходов по государственному социальному страхованию; по данным Московского РО ФСС РФ задолженность за исполнительным органом Фонда на 01.01.2010 составила 234422,32 руб. за счет превышения расходов и была возмещена Обществу на расчетный счет платежным поручением от 09.02.2010 согласно письму организации от 18.01.2010; суд ошибочно полагает, что возвратить переплату по ЕСН должен налоговый орган, и не применил при вынесении решения статью 2 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009, часть 6 статьи 9 Федерального закона № 118-ФЗ от 05.08.2000; возврат налогоплательщику указанной в решении суммы приведет к повторному возврату суммы налога. Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Общества. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, Обществом была получена в налоговом органе справка № 49474 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.02.2012, согласно которой у Общества имеется переплата в бюджеты по налогу на прибыль, пени, штрафам, по пени по НДФЛ, страховым взносам на ОПС, налогу на имущество, налогу на рекламу, пени, взносам в ПФ РФ, ЕСН, пени в общем размере 2853071,15 руб., а также недоимка по НДС, налогу на имущество в размере 12203173,80 руб. Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 12.03.2012 № 105/12 о возврате переплаты в сумме 2853071,15 руб. Налоговым органом Обществу было направлено уведомление от 29.03.2012 № 18-18/05799 о невозможности проведения возврата, так как: в соответствии с Законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2002-2009 по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов в территориальный орган ПФ РФ, по результатам проверки ПФ РФ принимает решение о возврате (на сумму 0,63 руб. страховой части трудовой пенсии и на сумму 1,41 руб. накопительной части трудовой пенсии); в связи с неисполнением пунктов 1.4, 1.6 статьи 23, пункта 6 статьи 78 НК РФ в части непредставления бухгалтерской отчетности за 4 квартал 2011 сумма переплаты в КРСБ не является достоверной. 30.05.2012 Инспекцией было принято решение № 18-684 о невозможности проведения возврата переплаты на сумму 1775 руб. (налог на имущество), 277,43 руб. (налог на рекламу), 10000 руб. (штрафы по взносам в ПФ РФ), 2737 руб. (НДФЛ с доходов, пеня), 1822 руб. (налог на доходы, получ. физ. лиц. не явл. налог. резидентами РФ), так как заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты указанной суммы, что противоречит пункту 7 статьи 78 НК РФ; на сумму 0,19 руб. (ЕСН ТФОМС), 240,09 руб. (налог на прибыль, зачисл. в бюджеты суб. РФ, пени), так как данные суммы переплат не подтверждаются данными КЛС. Также в решении указано, что возврат переплаты по ЕСН ФСС возможен только после подтверждения региональным отделением ФСС данной переплаты. 09.07.2012 Инспекция вынесла решение № 18-861 о невозможности проведения возврата на сумму 234426,14 руб. (ЕСН ФСС) ввиду того, что заявление подано по истечении трех лет со дня возникновения данной переплаты, что противоречит пункту 7 статьи 78 НК РФ. Решениями о возврате от 29.05.2012 налоговый орган установил, что Обществу подлежит возврату сумма по налогу на прибыль, ЕСН (ФБ), ЕСН (территориальные фонды ОМС) в общем размере 2601791,26 руб. Данные суммы были возвращены Обществу. Заявителю налоговым органом была не возвращена сумма переплаты 251279,89 руб., а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 0,63 руб. и 1,41 руб., налог на имущество 1775 руб., налог на рекламу 272 руб., штраф по взносам в ПФ РФ – 10000 руб., ЕСН (ФСС) 234426,14 руб., ЕСН (ФФОМС) 0,19 руб., пени по налогу на прибыль 240,09 руб., пени по НДФЛ 2737 руб. и 1822 руб., пени по налогу на рекламу 5,43 руб. Заявление Общества в части требования о признании недействительным уведомления Инспекции по страховым взносам в сумме 2,04 руб., незаконными действий (бездействия) Инспекции в уклонении от возврата этой суммы и об обязании налогового органа возвратить 0,63 руб. и 1,41 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не подлежит удовлетворению. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган правомерно указал об осуществлении администрирования в части страховых взносов органами ПФ РФ. Из представленных в материалы дела доказательств и в соответствии с положениями Федерального закона от 30.11.2009 № 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов России от 05.09.2008 N 92н, совместного письма ФНС России и ПФ РФ от 11.08.2010 № АД-30-24/8509@ о порядке возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в 2002 - 2009, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 № 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" следует, что у налогового органа не имеется оснований для возврата Обществу страховых взносов в сумме 0, 63 руб. и 1,41 руб. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Из определения Конституционного суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О следует, что норма статьи 78 НК РФ не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общий срок исковой давности составляет 3 года (статья 196 ГК РФ). В силу пункта 3 статьи 78 НК РФ в обязанность налогового органа входит направление налогоплательщику сообщения о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной сверки уплаченных налогов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Поскольку в оспариваемом уведомлении Инспекции в качестве основания невозможности проведения возврата переплаты указано на непредставление Обществом бухгалтерской отчетности, тогда как статьей 78 НК РФ данное обстоятельство не отнесено к основаниям для неосуществления возврата переплаты по налогам, уведомление Инспекции в этой части подлежит признанию недействительным. В обоснование пропуска Обществом трехлетнего срока для обращения с заявлением о возврате переплаты по налогам налоговый орган сослался на письмо ИФНС России № 14 по г.Москве от 06.09.2012 № 22-11/025272, в котором указано на то, что переплата по налогу на имущество образовалась в 2003; по налогу на рекламу – в 2003, 2004, по штрафу по страховым взносам в ПФ РФ – в 2003, по налогу на доходы физических лиц (по пени) в 2007, по налогу на доходы физических лиц, полученные физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ (по пеням) в 2005. Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что налоговый орган уведомлял Общество о наличии у него сумм переплаты ранее составления справки от 17.02.2012 № 49474, что Общество знало или должно было знать о наличии спорной переплаты до получения им данной справки в Инспекции. Ссылка налогового органа на произведенное ФСС РФ возмещение единого социального налога в размере 234422,32 руб. была правомерно отклонена судом первой инстанции. В силу положений НК РФ возврат переплаты по единому социальному налогу является обязанностью налогового органа. При этом, сумма 234422,32 руб. не совпадает с суммой 234426,14 руб. переплаты по ЕСН (фонд социального страхования), подтвержденной Инспекцией в справке № 49474. В соответствии с решением арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2012 по делу № А56-60350/2011 Общество было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Согласно статье 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, налоговые органы не вправе в случае нахождения Общества в процессе банкротства производить зачет сумм налогов, поскольку все требования об уплате обязательных платежей должны заявляться только в рамках дела о банкротстве для включения требований кредиторов в реестр требований кредиторов и удовлетворения в установленном Законом о банкротстве порядке. При таких обстоятельствах, сумма переплаты в размере 251277,85 руб. должна быть возращена, а не зачтена в счет погашения задолженности, Обществу, а действия (бездействие) Инспекции, выражающиеся в уклонении от возврата переплаты в сумме 251277,85 руб., подлежат признанию незаконными. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2012 по делу № А56-33073/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Л.П. Загараева Судьи
М.В. Будылева
В.А. Семиглазов
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2013 по делу n А56-45566/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|