Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу n А21-7422/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 февраля 2013 года

Дело №А21-7422/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     06 февраля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  08 февраля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Шульги Л.А.

судей  Есиповой О.И., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Федосеевой Е.С.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-25194/2012)  ФГБУ "Запбалтрыбвод" на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 29.10.2012 по делу № А21-7422/2012 (судья Сычевская С.Н.), принятое

по заявлению ФГБУ "Запбалтрыбвод"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области

о признании недействительным предписания

установил:

 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (236000, г.Калининград, ул. Коммунальная, 6, ОГРН 1023900593034, далее – ФГБУ «Запбалтрыбвод», Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании предписания №01-76/2-3/2012 от 11 мая 2012 года об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (236000, Калининградская обл., г.Калининград, Офицерская ул., 6, ОГРН 1043900834658, далее – Управление, административный орган) в отношении заявителя, недействительным.

Решением от 29.10.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2012 по делу №А21-7422/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.  По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права.  В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что учреждение не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, в  связи с чем действие статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) на Учреждение не распространяется.

В судебное заседание апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. По мнению Управления, поскольку на территории Учреждения накапливаются отходы до их вывоза специализированными организациями, следовательно, Учреждение осуществляет деятельность в области обращения с отходами  и обязано соблюдать требования статьи 26 Закона № 89-ФЗ в части осуществления производственного контроля, согласованного в установленном порядке.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что Управлением на основании приказа от 26.03.2012 № 108-П «О проведении выездной проверки ФГБУ «Запбалтрыбвод» руководителя Управления Цыбина Ю. А. проведена плановая выездная проверка  Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», которой установлено, что ФГБУ «Запбалтрыбвод» в процессе своей деятельности при обращении с отходами производства и потребления нарушены требования статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 14, части 1 статьи 15, статьи 18, статьи 19, статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части необходимости юридическими лицами ведения в установленном порядке учета и отчетности образовавшихся, использованных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, обязательного наличия профессиональной подготовки у лица, допущенного к обращению с отходами 1-IV класса опасности, обязательного наличия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Указанные факты нарушения требований природоохранного законодательства отражены в Акте проверки от 27.04.2012 № 76 (л.д.19) и протоколе от 27.04.2012 №01-76/2-1/2012 об административном правонарушении (л.д.35).

По результатам проведенной проверки в целях устранения выявленных нарушений ФГБУ «Запбалтрыбвод» выдано предписание от 11.05.2012 №01-76/2-3/2012 (л.д. 38) об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в части разработки и согласования в установленном порядке Порядка (программы) производственного экологического контроля за опасными отходами и местами их размещения, со сроком исполнения 11.09.2012.

ФГБУ «Запбалтрыбвод», не согласившись с данным предписанием, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Учреждения, исходил из того, что учреждение осуществляет деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления, а поэтому в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязано организовывать и осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами и разработать порядок осуществления такого контроля, который согласовать с управлением Росприроднадзора.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд признал жалобу Учреждения подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием Учреждению предложено устранить нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно статьи 26 Закона об отходах, и в срок до 11.09.2012 разработать и согласовать в установленном порядке Порядок (программу) производственного контроля за опасными отходами и местами их размещения.

Вывод о том, что учреждение осуществляет деятельность по обращению с отходами в виде их накопления, сделан судом на том основании, что учреждением в ходе проверки представлен паспорт опасного отхода, договоры на вывоз отходов, заключенных учреждением со специализированными организациями, а также счета по данным договорам.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции закона № 309-ФЗ от 30.12.2008,  под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Деятельность по сбору отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Деятельность по накоплению отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Деятельность по размещению отходов - хранение и захоронение отходов (хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах).

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, специализированными организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию).

Исходя из изложенного, требование Управления о разработке программы производственного контроля за опасными отходами и местами их размещения не основано на материалах проверки, поскольку в акте проверки отсутствуют выводы о том, что Учреждение осуществляет деятельность по размещению опасных отходов.

Из материалов дела видно, что в процессе деятельности Учреждения происходит накопление твердых бытовых отходов до момента их передачи специализированным организациям. Такой вид деятельности как накопление опасных отходов в целях в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (пункт 1 Закона № 89-ФЗ) Управлением не выявлено и не доказано, что Учреждение занималось накоплением и размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ.

Следовательно, Учреждение не может быть признано субъектом деятельности по накоплению и размещению отходов.

Согласно статье 26 Закона № 89-ФЗ  юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Поскольку Учреждение не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, указанное предписание не соответствует требованиям закона и нарушает права Учреждения, не являющегося лицом, обязанным исполнять требования статьи 26 Закона № 89-ФЗ.

Таким образом, выводы суда о соответствии оспариваемого предписания требованиям закона и об отсутствии нарушения прав и законных интересов Учреждения не могут быть признаны обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а заявление Учреждения – удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области от 29 октября 2012 года по делу №  А21-7422/2012  отменить.

Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области №01-76/2-3/2012 от 11.05.2012 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов».

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (236000, Калининградская обл., Калининград г, Офицерская ул, 6, ОГРН 1043900834658) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (236000, Калининград Город, Коммунальная Улица, 6, ОГРН 1023900593034) 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях.

Председательствующий

Л.А. Шульга

 

Судьи

О.И. Есипова

 

 Е.А. Фокина

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу n А21-6143/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также