Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2013 по делу n А21-3611/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 февраля 2013 года

Дело №А21-3611/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     16 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 февраля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбик В.М.

судей  Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания:  Сизоненко М.Г.,

при участии: 

от заявителя: до перерыва представителя Васильева В.А. (доверенность от 21.05.2010), после перерыва не явился, извещен,

от ответчика: не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-18206/2012)   администрации МО «Зеленоградский район» на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 17.07.2012  по делу № А21-3611/2012 (судья Шанько О.А.) с учетом определения об исправлении технической ошибки от 17.07.2012, принятое

по заявлению НБФ «Салем-Русь»

заинтересованному лицу: Администрации МО «Зеленоградский район»

о признании незаконным решения органа местного самоуправления

установил:

Некоммерческий благотворительный фонд «Салем-Русь», место нахождения: 236530, Калининградская обл., г. Зеленоградск, ул. Ленина, д. 20, ОГРН 1033909000124 (далее – НБФ «Салем-Русь», фонд, заявитель), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к администрации муниципального образования «Зеленоградский район», место нахождения: Калининградская обл., г. Зеленоградск, ул. Крымская, 5 а, ОГРН 1023902057134 (далее – администрация, заинтересованное лицо), в котором просил признать незаконным отказ администрации в предоставлении фонду в собственность расположенных в районе поселка Логвино Зеленоградского района Калининградской области земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:000000:372 (обособленные участки 39:05:061129:5 площадью 52,1848 га, 39:05:061128:5 площадью 24,6152 га) для сельскохозяйственного использования; обязать администрацию в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставить в собственность фонду земельные участки, расположенные в районе поселка Логвино Зеленоградского района Калининградской области, с кадастровыми номерами 39:05:000000:372 (обособленные участки 39:05:061129:5 площадью 52,1848 га, 39:05:061128:5 площадью 24,6152 га) для сельскохозяйственного использования.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.07.2012 с учетом определения от 17.07.2012 об исправлении технической ошибки заявление удовлетворено, также с муниципального образования «Зеленоградский район» взыскано за счет казны в пользу фонда 2000 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, принять судебный акт и отказать в удовлетворении требований заявителя. По мнению администрации, вынесенное решение незаконно и подлежит отмене, поскольку отказ администрации основан также на статье 3  Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), согласно которой иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. В деле имеются сведения о том, что  учредителями фонда являются иностранный гражданин и иностранное юридическое лицо. Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в предоставлении в собственность указанных земельных участков. Кроме того, фонд не представил администрации сведений о том, что доля капитала иностранного гражданина и иностранного юридического лица меньше 50%.

В отзыве на апелляционную жалобу фонд  просил решение оставить без изменения, поскольку оно является законным и обоснованным. Также фонд пояснил, что из имеющихся в  деле документов, в частности, ответа от 30.12.2011 № 5193 заместителя главы МО «Зеленоградский район» В.А. Беляева явствует, что  отказ администрации обусловлен лишь тем обстоятельством, что в учредителях фонда значится находящаяся на территории Федеративной Республики Германия благотворительная социальная организация «Брудершафт Салем», а также гражданин Федеративной Республики Германия. На основании статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд является некоммерческой благотворительной организацией, следовательно,                  не имеет ни уставного, ни складочного капитала. Также согласно уставу фонд не имеет ни уставного, ни складочного капитала. Администрацией не представлены в суд первой инстанции какие-либо доказательства, подтверждающие наличие уставного (складочного) капитала фонда или в его уставном (складочном) капитале размера доли иностранного гражданина и иностранного юридического лица более чем 50%.

Определением от 12.12.2012  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отложил рассмотрение дела, обязав заявителя представить надлежащим образом заверенную копию устава фонда.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 разъяснениями дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.

В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по своей инициативе объявил перерыв в судебном заседании 09.01.2013. После окончания перерыва суд апелляционной инстанции в том же составе 16.01.2013 завершил рассмотрение дела.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  фонд  зарегистрирован администрацией муниципального образования «Зеленоградский район» 20.10.1997. Одним из учредителей фонда является благотворительная социальная организация «Брудершафт Салем» (страна регистрации – Федеративная Республика Германия).

Постановлением главы Зеленоградского района Калининградской области от 24.04.1998 № 297 фонду для сельскохозяйственного использования детско-юношеской деревней «Салем» предоставлен в аренду земельный участок площадью 76,8 га в районе п. Логвино Зеленоградского района сроком на 49 лет, который использовался заявителем в сельскохозяйственных целях.

Фонд обратился в администрацию с заявлением от 15.12.2011 исх. № 265 о предоставлении фонду в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:000000:372 (обособленные участки 39:05:061129:5 площадью 52,1848 га, 39:05:061128:5 площадью 24,6152 га) с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования детско-юношеской деревней Салем.

Заявление фонда  оставлено администрацией без удовлетворения ввиду того, что в учредителях фонда значатся находящаяся на территории Федеративной Республики Германия благотворительная организация «Брудершафт Салем», а также граждане Федеративной Республики Германия (ответ от 30.12.2011  № 5193).

Полагая, что отказ администрации не соответствует закону, а именно части 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя.

 Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по  следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Как установлено судом первой инстанции, фонд не является иностранным юридическим лицом и на него не распространяются ограничения в приобретении права собственности на земельные участки в приграничных территориях, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с представленным уставом некоммерческого благотворительного фонда «Салем Русь» фонд является не имеющей членства некоммерческой благотворительной организацией, учрежденной гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, действует в соответствии с Российским законодательством, на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет основные и оборотные средства, самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в учреждениях банков, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.

Согласно пунктам 2.1 и 2.2  устава фонд создан для реализации проекта «САЛЕМ-детская и юношеская деревня с садово-огородническим хозяйством в Калининградской области», реализация проекта направлена на решение актуальных и сложных проблем: социальной защиты детства, возрождения в детях крестьянского духа, чувства грамотного, рачительного и самостоятельного хозяина на земле, содействия становлению творческих инициатив, направленных на улучшение структур образования, здравоохранения, социальной защиты, содействия внедрению корректирующих и компенсационных медико-психилогических систем и методик для оказания помощи детям-сиротам и инвалидам детства, проведения исследований и разработок альтернативных экологических, агро-технических, медицинских и образовательных технологий, создания целевых фондов поддержки небольших альтернативных программ, проведения благотворительных мероприятий, содействие во взаимопонимании между народами, осуществления иных видов деятельности, связанных с достижением уставных целей, которые не запрещены действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 4.1 устава в собственности или на ином вещном праве фонда могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами, результаты интеллектуальной деятельности. Фонд может совершать в отношении находящегося в его собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу, целям образования фонда. Источниками формирования имущества фонда в денежной и иных формах могут являться: регулярные и единовременные поступления от учредителей, добровольные имущественные взносы и пожертвования, выручка от реализации товаров, работ, услуг, дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности, доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных фондом, поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение компаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение компаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей в соответствии с их пожеланиями), поступлений от федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов, труд добровольцев, иные не запрещенные законом источники. Полученная фондом прибыль не подлежит распределению между учредителями.

Разрешая спор и принимая во внимание основания отказа администрации в удовлетворении заявления фонда, суд первой инстанции исходил из того, что под иностранным юридическим лицом в российской правовой доктрине понимается юридическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства.

Между тем, как указал суд первой инстанции и как следует из представленных доказательств, фонд образован и зарегистрирован в Российской Федерации и в силу статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации его личным законом является российское право. Финансово-хозяйственная и иная деятельность фонда подлежит контролю со стороны российских государственных органов (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, глава VII Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

С учетом представленных в дело доказательств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что фонд не является иностранным юридическим лицом и на него не распространяются ограничения в приобретении права собственности на земельные участки в приграничных территориях, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

Таким образом, поскольку администрация не обосновала правомерность отказа в предоставлении фонду испрашиваемых земельных участков в собственность,  у суда первой инстанции имелись  основания для удовлетворения требований заявителя.

Довод жалобы, мотивированный обстоятельствами, предусмотренными статьей 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвержден доказательствами.

При изложенных выше обстоятельствах решение как законное и обоснованное не подлежит  отмене.

Учитывая, что нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 июля 2012 года по делу № А21-3611/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу -                       без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Горбик

Судьи

 

Н.С. Полубехина

 

 О.Р. Старовойтова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2013 по делу n А56-20417/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также