Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу n А56-29404/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 января 2013 года

Дело №А56-29404/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     22 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 января 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Тимухиной И.А.

судей  Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Сизоненко М.Г.

при участии: 

от истца:  Лисавцов Е.Б. ( доверенность от 09.01.2013)

от ответчика: 1) Новикова Т.А. ( доверенность от 09.01.2013)

2) Добровольская С.И. ( доверенность от 16.01.2013)

3) Смолин А.А. ( доверенность от 15.01.2013)

от 3-го лица: не явился, извещен.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-19036/2012)  ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-29404/2011 от 29.06.2011 (судья Маркин С.Ф.), принятое

по иску ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"

к 1) Комитету финансов Ленинградской области, 2)Комитету по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, 3  ) Министерство финансов РФ

3-е лицо: Управление Федерального казначейства по Ленинградской области

о взыскании убытков, понесенных в результате оказания в 2010 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях,

 

установил:

Открытое акционерное общество «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее – ответчик, Комитет по транспорту) 13 213 265 руб. 83 коп. убытков, понесенных в результате оказания в 2010 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях.

Решением от 29.06.2011 в иске отказано.

Истец обратился с апелляционной жалобой на указанное решение.

В связи с наличием оснований для безусловной отмены судебного акта, определением от 19.10.2011 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации (далее – Министерство), Комитет финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов), Управление Федерального казначейства по Ленинградской области (далее – Управление казначейства).

Определениями апелляционного суда от 02.02.2012, от 22.03.2012 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет финансов и Ленинградская область в лице Комитета по транспорту и Комитета финансов.

Постановлением суда апелляционной инстанции  от 02.05.2012 решение отменено, исковые требования удовлетворены частично, с Ленинградской области в лице Комитета финансов взыскано 13 213 265 рублей 83 копейки убытков. В остальной части иска отказано.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.09.2012 постановление Тринадцатого арбитражного суда от 02.05.2012 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Рассматривая дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционный суд с согласия истца привлек к участию в деле в качестве ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Как следует из материалов дела, 07.07.2012 между Комитетом по транспорту (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен договор № К7207/07/100011 на возмещение потерь в доходах, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (за исключением скорых пригородных поездов).

По условиям договора исполнитель обязался осуществить с 01.01.2010 по 15.06.2010 включительно и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно перевозку обучающихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а заказчик возместить исполнителю часть потерь в доходах.

Пунктами 2.1.4 – 2.22, 2.23 договора предусмотрены обязанность исполнителя ежемесячно представлять заказчику отчет о перевозке обучающихся, обязанность заказчика возмещать потери исполнителя в течение 5 рабочих дней после подписания акта оказанных услуг в размере 5 процентов от общего объема потерь в доходах, указанных в отчете, а также перечислять исполнителю оставшуюся часть в размере 95 процентов от общего объема потерь в доходах в течение 3 рабочих дней со дня поступления средств федерального бюджета на указанные цели в доход бюджета Ленинградской области.

Цена договора  от 07.07.2010 составила  44 324 800 рублей, в том числе 42 108 500 рублей за счет субсидии из  федерального бюджета, 2 216 300 рублей за счет областного бюджета Ленинградской области ( пункт 3.1 договора). Дополнительным соглашением № 1 от 17.12.2010 в пункт 3.1 договора от 07.07.2010 №К7207/07/100011  сторонами внесены изменения, а именно цена договора составила 53 209 500 рублей, в том числе 49 664 100 рублей за счет субсидии из федерального бюджета, 3 545 400 рублей за счет областного бюджета Ленинградской области.

Согласно отчетам исполнителя, актам оказанных услуг по итогам 2010 года сумма недополученных доходов Общества составила 66 219 133 руб. 10 коп.

В соответствии с пунктом 2.2.2 договора Комитет перечислил Обществу      3 341 800 руб. за счет средств областного бюджета и в соответствии с пунктом 2.2.3 договора - 49 664 100 руб. за счет средств, поступивших из федерального бюджета, что составило 75 процентов от фактических потерь исполнителя.

Общество нправило Комитету по транспорту   претензионное письмо  от 25.03.2011 № 863 об оплате 13 213 265 руб. 83 коп. задолженности.

Письмом Комитета по транспорту от 11.04.2011 № КТ-10-93/11-0-2 претензия отклонена со ссылкой на то, что указанная задолженность должна быть погашена за счет средств федерального бюджета.

Ссылаясь на то, что в связи с предоставлением льгот Общество понесло расходы в размере 66 219 100 рублей, из которых 13 213 265 рублей 83 копейки не были компенсированы, Общество обратилось в арбитражный иск с  настоящим иском.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, учитывая следующее:

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской  Федерации ( далее – ГК РФ) в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 31.12.2009 № 1208 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Согласно пункту 2 Правил условиями предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации являются наличие законодательного и (или) иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предоставляющего льготу обучающимся. Право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации (подпункт «а»); заключение договора с организациями железнодорожного транспорта о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на компенсацию потерь в доходах (подпункт «б»); наличие средств в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства, источником финансового обеспечения которого является субсидия (подпункт «в»).

Правилами предоставления субсидий утверждено распределение субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся, согласно которому Ленинградской области выделено 42 108 500 руб. субсидии.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 07.05.2010 №111 в 2010 году установлена льгота на проезд обучающихся. Постановлением Комитету  по транспорту поручено заключить с Обществом как организацией железнодорожного транспорта, осуществляющей перевозки пассажиров в пригородном сообщении по территории Ленинградской области и являющейся субъектом естественной монополии, договора об оказании услуг по перевозке на льготных условиях обучающихся, а также обеспечить включение в областной бюджет Ленинградской области на 2010 год ассигнований на предоставление субсидии Обществу в части компенсации потерь в доходах в связи с принятием решения об установлении льготы по тарифам на проезд обучающихся.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не отнесено.

 Как следует из материалов дела дополнительные потери в доходах Общества, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся, в 2010 составили 13 213 265 рублей 83 копейки и подлежат возмещению с учетом изложенного за счет средств федерального бюджета.

Возражения ответчиков со ссылкой на недоказанность истцом факта и размера причинённых  ему убытков подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку сумма льготных билетов документально доказана истцом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 29.06.2011 по делу №  А56-29404/2011 отменить.      Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства  финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 13 213 265 рублей 83 копейки убытков и 91 066 рублей расходов по госпошлине по иску и по апелляционной жалобе.

В иске к Комитету по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области и Ленинградской области в лице Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре и Комитета финансов отказать.

Председательствующий

И.А. Тимухина

Судьи

 

Я.В. Барканова

 

 Е.В. Жиляева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу n А56-25306/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также