Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 по делу n А42-8110/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 января 2013 года

Дело №А42-8110/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     15 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  18 января 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лариной Т.С.

судей  Герасимовой М.М., Масенковой И.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Егоровой А.П.

при участии: 

от истца: не явились, извещены;

от ответчика:  Володькина Е.В. представитель по доверенности от 11.01.2013 №14-27/00433, удостоверение;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-22542/2012)  ИФНС по городу Мурманску

на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 22.02.2012 по делу № А42-8110/2011 (судья Алексина Н.Ю.), принятое

по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Автогородок № 70"

к ИФНС по городу Мурманску

о признании незаконными действий,

установил:

Гаражно-строительный кооператив «Автогородок №70» (место нахождения: 183038, г. Мурманск, Планерная ул., ОГРН 1025100859299) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (место нахождения: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 4) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении Кооператива, как фактически прекратившего свою деятельность (запись от 20.05.2011 № 2115190085085), об обязании Инспекции восстановить в ЕГРЮЛ запись о Кооперативе, как о действующем юридическом лице за основным регистрационном номером 10251008509299.

Решением суда первой инстанции от 22.02.2012 требования удовлетворены в полном объеме.

 ИФНС по городу Мурманску  обратилась с апелляционной жалобой на решение суда. В апелляционной жалобе инспекция просит данный судебный акт отменить, приняв новый, которым в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд не в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, а также неправильно применил нормы материального права, а именно неверно истолковал закон, подлежащий применению - пункт 1 статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В обоснование своих доводов ссылается на положения ФЗ №129, а также на статьи 27, 29, 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывая, в том числе, на неподведомственность данного спора арбитражному суду.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 решение от 22.02.2012 отменено, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.10.2012  постановление апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель истца, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела  в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Кооператив был зарегистрирован в качестве юридического лица при создании 30.03.1988, в ЕГРЮЛ - 25.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025100859299.

Инспекцией составлена справка от 18.01.2011 №149-0 о непредставлении Кооперативом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В графе справки «Последняя дата представления документов отчетности» сотрудником налогового органа проставлено: «Не представлялась». Кроме того, Инспекцией составлена справка от 18.01.2011 №149-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.

Данные документы послужили основанием для принятия налоговым органом решения от 21.01.2011 №149 о предстоящем исключении Кооператива из ЕГРЮЛ, которое было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 26.01.2011 №3 (310) часть 2.

По решению регистрирующего органа 20.05.2011 Кооператив был снят с учета в налоговом органе, как недействующее юридическое лицо, в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении данного юридического лица как фактически прекратившего свою деятельность на основании статьи 21.1 Закона №129-ФЗ.

Из полученного письма Инспекции от 10.03.2011 № 90-24/27580 Огаркову Н.Е., - председателю Кооператива, стало известно, что Кооператив 20.05.2011 исключен из ЕГРЮЛ, как фактически прекративший свою деятельность.

Заявитель, полагая, что Кооператив исключен из ЕГРЮЛ незаконно, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал требования обоснованными и удовлетворил заявление  в полном объеме.

Апелляционный суд не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта, и полагает, что при его вынесении суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

В силу пункта 9 статьи 22 Закона №129-ФЗ споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, дела об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, подведомственны арбитражным судам в силу прямого указания закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном названным Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Пунктом 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании:

документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;

документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.

Следовательно, при отсутствии хотя бы одного из признаков, указанных в статье 21.1 Закона № 129-ФЗ, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.

В соответствии со статьями 31, 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные указанным кодексом обязанности, в связи с чем налоговый орган имеет возможность контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законом рамках.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

По смыслу пункта 3 статьи 3 указанного закона открытие счета в банке не является для некоммерческой организации обязательным.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается ответчиком, что Кооператив осуществляет деятельность на собственные личные взносы членов Кооператива, как общественная некоммерческая организация, не ставящая своей целью извлечение прибыли.

При этом из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого решения Кооператив также осуществлял хозяйственную (уставную) деятельность, в подтверждение чего в материалы дела был представлен ряд соответствующих документов.

Как правомерно отмечено судом первой инстанции, ведение Кооперативом расчетов в наличной форме не противоречит законодательству, а отсутствие операций по банковскому счету некоммерческой организации не может однозначно свидетельствовать о прекращении деятельности.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и мотивированному выводу о том, что заявитель фактически производил расчеты, необходимые для осуществления его хозяйственной (уставной) деятельности, что свидетельствует об отсутствии одного из условий, предусмотренного статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, а также о том, что непредставление налоговой отчетности влечет за собой привлечение виновного юридического лица к ответственности за налоговое правонарушение, но не может самостоятельно повлечь признание юридического лица недействующим.

Учитывая данные обстоятельства суд, установив отсутствие у Кооператива признаков недействующего лица и несоответствие оспариваемых действий требованиям Закона № 129-ФЗ, решением от 22.02.2012 правомерно удовлетворил требования ГСК «Автогородок №70».

Доводы апелляционной жалобы отклонены судом апелляционной инстанции, как противоречащие нормам действующего законодательства.

Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области  по делу №  А42-8110/2011  от 22.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Т.С. Ларина

 

Судьи

М.М. Герасимова

 

 И.В. Масенкова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 по делу n А56-26172/2006. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)  »
Читайте также