Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу n А21-5905/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 19 декабря 2012 года Дело №А21-5905/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Глазкова Е.Г. судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В. при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Орловым А.И. при участии: от истцов: Правительство Калининградской области – представитель Николенко М.А. по доверенности от 22.10.2012 Министерство финансов Калининградской области - представитель Неженцева А.-А.В. по доверенности от ответчиков: представители не явились, уведомлены рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22481/2012) Управления федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.09.2012 по делу № А21-5905/2012 (судья Кузнецова О.Д.), принятое по исковому заявлению Правительства Калининградской области, Министерства финансов Калининградской области к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Калининградской области о взыскании 44 697 365 руб. 66 коп. установил: Правительство Калининградской области (236007, Калининградская обл, Калининград г, Д.Донского ул, 1, ОГРН 1023900771300, далее - Правительство) и Министерство финансов Калининградской области (236007, Калининградская обл, Калининград г, Д.Донского ул, 1, ОГРН 1023900779814, далее - Минфин) обратились в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (109097, Москва г, Ильинка ул, 9, СТР.1 , ОГРН 1037739085636 , далее – Минфин РФ) в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области (236022, Калининград Город, Зоологическая Улица, 27 а , ОГРН 1023900590724 , далее – УФК по Калининградской области) о взыскании 44 697 365 руб. 66 коп. убытков за счёт казны Российской Федерации. Решением от 25.09.2012 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в бюджет Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области 44 697 365 руб. 66 коп. Решение обжаловано Управлением федерального казначейства по Калининградской области в апелляционном порядке. По мнению ответчика, спорные расходы нельзя отнести к убыткам, подлежащим возмещению за счет казны Российской Федерации, поскольку они явились следствием обязанности Правительства Калининградской области в соответствии со статьей 210 ГПК РФ исполнить вступившее в законную силу решение суда; предъявляемые к взысканию денежные средства не могут являться мерой гражданско-правовой ответственности казны Российской Федерации, поскольку не являются убытками областного бюджета, а относятся к расходам, которые Правительство Калининградской области должно было произвести в силу закона. Министерство финансов считает, что обжалуемые судебные акты, по существу, направлены на пересмотр вступивших в законную силу решений мировых судей, в связи с чем, просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу. От Правительства Калининградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит отказать в удовлетворении жалобы УФК. В отзыве истец указывает, что возложение обязанности по финансированию соответствующих льгот на Российскую Федерацию за счет средств ее казны, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 05.07.2005. № 297-0, возможно лишь при установлении судом факта недостаточности выделенных из федерального бюджета средств. В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Между тем, ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. По мнению истца, по смыслу действующего законодательства, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Правительство в отзыве указывает, что в связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов не было выделено в достаточном количестве, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере те или иные федеральные либо областные государственные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей в рамках возложенных на них государственных полномочий Российской Федерации. Поскольку причинение истцу убытков непосредственно связано с бездействием Российской Федерации, выразившимся в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, истец полагает, что арбитражный суд правомерно, на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования. В судебное заседание представители ответчиков не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Калининградской области, надлежащим образом извещенных в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представители истцов поддержали позицию, изложенную в отзыве Правительства Калининградской области, полагают решение суда законным и обоснованным. Исследовав материалы дела, выслушав представителей истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения. Согласно материалам дела, решениями мировых судей по искам педагогов школ, расположенных в сельской местности, проживающих в сельской местности, имеющих право на бесплатное отопление и освящение, с Правительства Калининградской области за счет средств бюджета Калининградской области, взыскана задолженность за не предоставленное топливо, освещение. За период с 01.01.2011 по 30.12.2011 с Калининградской области из средств бюджета было взыскано и выплачено по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) 44 697 365 руб. 66 коп., из них 43 485 231 руб. 42 коп. компенсации и 1 212 134 руб. 24 коп. судебных расходов. Полагая, что названные расходы областного бюджета должны быть возмещены из федерального бюджета, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском. Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, пришел к правомерному выводу о наличии обязанности Российской Федерации возместить расходы, связанные с расходами Правительства Калининградской области по возмещению льготной категории граждан (педагогам школ, расположенных в сельской местности, проживающих в сельской местности, имеющим право на бесплатное отопление и освящение) денежных средств за не предоставленное топливо, освещение за период 2011 года на основании исполнительных листов. Суд первой инстанции пришел к выводу, что финансирование расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, является бюджетным обязательством Российской Федерации. Апелляционный суд находит решение суда правомерным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства. Согласно пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. В Законе Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области», Постановлении Правительства Калининградской области от 20.02.2006 № 96 не содержится отнесения названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета. Таким образом, суд сделал правомерный вывод о том, что поскольку предоставление указанных льгот предусмотрено Законом Российской Федерации, финансирование предусмотренных Федеральным законом льгот должна осуществлять Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации. Установив, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, с учетом положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расходы, возникшие в связи с выплатами за счет средств областного бюджета по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), подлежат взысканию с Российской Федерации. Доказательств того, что денежные средства в 2011 году на финансирование расходов в части предоставления названных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам выделялись Калининградской области из федерального бюджета в количестве, достаточном для реализации соответствующей меры социальной защиты, в материалы дела не представлено. Неправомерным является довод ответчика о том, что взысканные расходы не относятся к убыткам, подлежащим возмещению за счет казны Российской Федерации, поскольку они явились следствием обязанности Правительства Калининградской области в соответствии со статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнить вступившее в законную силу решение суда. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7810/10 по делу N А21-4704/2009 по иску Правительства Калининградской области и Министерства финансов Калининградской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании в бюджет Калининградской области 1 013 429 руб. 95 коп. расходов по оплате исполнительных листов гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), спор, возникший между двумя публично-правовыми образованиями: Российской Федерацией и ее субъектом - Калининградской областью, не касается регулирования бюджетных отношений. Требования истцов о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, основаны на нормах гражданского законодательства и Закона об образовании. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу n А56-55108/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|