Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 по делу n А21-944/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 декабря 2012 года

Дело №А21-944/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     12 декабря 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  18 декабря 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Мельниковой Н.А.

судей  Медведевой И.Г., Несмияна С.И.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Туаевым В.В.

при участии: 

от истца: Скородумовой И.Ю. (доверенность от 01.10.2012г., паспорт), Васильева В.А. (доверенность от 01.10.2012г., паспорт)

от ответчика: не явился (извещен)

от 3-го лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-17161/2012)  ОАО Калининградская генерирующая  компания на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 28.06.2012 по делу № А21-944/2012 (судья Мельник И.А.), принятое

по иску  ОАО Калининградская генерирующая  компания

к МУП Калининградтеплосеть 3-е лицо: Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области

о взыскании

установил:

Открытое акционерное общество «Калининградская генерирующая компания» (далее – истец, Общество)   обратилось  в Арбитражный суд Калининградской области с иском (с учетом принятого судом первой инстанции изменения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ)  о взыскании с Муниципального  унитарного предприятия  жилищно-коммунального хозяйства «Калининградтеплосеть» (далее – Предприятие, ответчик)  неосновательного обогащения в сумме  19 899 270 рублей,  связанных  с  включением  в тариф на  оказываемые ответчиком услуги по теплоснабжению приказом от 13 декабря 2010 года № 69-01т/10 Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, на 2011 год расходов по содержанию РТС «Южная».

К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее – Служба).

Решением Арбитражного суда  Калининградской области от 28.06.2012 по делу № А21-944/2012 в удовлетворении иска отказано.

На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на необоснованность принятого по делу судебного акта, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе податель указывает, что услуги фактически оказаны  ответчиком непосредственно потребителям. Затраты ОАО «КГК» на содержание РТС «Южная» в сумме 21 210 000,00 включены в расходы МУП «Калининградтеплосеть» при установлении тарифа на тепловую энергию, так как тепловая энергия от РТС «Южная» поставляется потребителям через тепловую сеть МУП «Калининградтеплосеть» , в связи с чем затраты на приобретение этой тепловой энергии учитывались в тарифе ответчика. Указанные денежные средства ответчиком с потребителей получены, однако ответчик неправомерно уклоняется от возмещения истцу затрат на резервирование РТС «Южная». Данное обстоятельство подтверждено Службой по государственному регулированию цен и тарифов. Истец полагает, что ответчик незаконно завладел чужим имуществом в виде предъявленных ко взысканию денежных средств и обязан их возвратить.

Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав, что в указанный истцом период   имущество за ответчиком не было закреплено на каких-либо правовых основаниям, само недвижимое имущество  (РТС «Южная»)  отсутствует,  доказательств предъявленной ко взысканию суммы в качестве незаконно полученной ответчиком истцом не представлено ни по основаниям, ни по размеру данной суммы. Ответчик также просит учесть, что указанное истцом недвижимое имущество никогда не принадлежало ответчику, решение о его приемке не принималось, как и собственником муниципального предприятия. Муниципальное предприятие при формировании тарифа в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не представляло сведения о сумме в размере 21 210 000 руб. в качестве необходимых расходов для целей включения в тариф на оказываемые услуги МУП «Калининградтеплосеть».

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, из представленного Службой экспертного заключения экономического обоснования тарифа на тепловую энергию МУП «Калининградтеплосеть» на 2011 год от 13 декабря 2011 года (раздел 15) на 2011 год определены затраты на содержание РТС «Южная» в размере 21 210 000 рублей с учетом позиции Правительства Калининградской области на основании данных проекта «Строительство тепломагистрали от Калининградской ТЭЦ-2 в южную часть г. Калининграда».  Указанное экспертное заключение составлено Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на основании протокола заседания Правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 13.12.2010г. № 69/10. В обоснование формирования тарифов на 2011 год Служба указала, что тариф на тепловую энергию формировался с учетом возможной необходимости в случае аварии на трубопроводах первого контура обеспечить резервирование подачи тепла в Южный район города за счет РТС «Южная».

В соответствии с п. 2 пп.1 и 6 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» (далее ФЗ «О теплоснабжении») к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится  реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в силу требований ст. 7 ФЗ «О теплоснабжении»  утверждение схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек.

В материалы дела не представлено доказательств наличия на территории городского округа «Город Калининград» утвержденной в установленном порядке схемы теплоснабжения, в том числе, в которую входят какие-либо энергопринимающие устройства, либо сети, принадлежащие муниципальному унитарному предприятию «Калининградтеплосеть» на каком-либо вещном праве, подключенные к объектам, принадлежащим открытому акционерному обществу «Калининградская генерирующая компания», расположенными в городе Калининграде, ул. Киевская, дом № 21 (именуемые истцом как «РТС - Южная»).

Согласно статье 13 ФЗ «О теплоснабжении» потребители, подключенные к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 14  ФЗ «О теплоснабжении» (подлежащей применению с 1 января 2011 года) в случае изменений в схему теплоснабжения теплоснабжающая организация или теплосетевая организация обращается в орган регулирования для внесения изменений в инвестиционную программу. После принятия органом регулирования решения об изменении инвестиционной программы он обязан учесть внесенное в указанную инвестиционную программу изменение при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в сроки и в порядке, которые определяются  основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Открытое акционерное общество «Калининградская генерирующая компания» и муниципальное унитарное предприятие «Калининградтеплосеть»  принимали меры к заключению договора оказания услуг по содержанию РТС «Южная» в холодном резерве в 2011 году (данное обстоятельство усматривается из представленной истцом в материалы дела переписки).

Соответствующий договор в материалы дела не представлен.

Истец также является организацией, вырабатывающей тепловую энергию  для обеспечения нужд потребителей в Калининградской области, что не оспаривается представителями сторон по настоящему делу.

Как явствует из пояснений Службы по государственному регулированию цен и тарифов, согласно протоколу заседания Правления Службы от 13.12.2010г. № 69/10 тариф на тепловую энергию сформирован с учетом позиции Правительства Калининградской области на основании данных проекта «Строительство тепловой магистрали от ТЭЦ-2 южную часть Калининграда». Резервирование технологических мощностей предусмотрено основами ценообразования и необходимо в целях обеспечения подачи тепловой энергии в случае аварии на трубопроводах первого контура ТЭЦ-2. Поэтому было принято решение сохранить ТЭЦ «Южная в технологическом резерве. Затраты ОАО «КГК» на содержание РТС «Южная» в сумме 21,21 млн. руб. включены в расходы МУП «Калининградтеплосеть» при установлении тарифа на тепловую энергию, так как тепловая энергия от РТС «Южная» поставляется потребителям через тепловую сеть МУП «Калининградтеплосеть», в связи с чем, затраты на приобретение этой тепловой энергии, учитывались в тарифе МУП «Калининградтеплосеть».

Таким образом, затраты на резервирование оплачиваются потребителями тепловой энергии. Денежные средства поступают в адрес МУП «Калининградтеплосеть», которое, в свою очередь, обязано эти денежные средства перечислить ОАО «КГК».

Истцом заявлены требования о взыскании незаконно полученных ответчиком денежных средств.

Отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на недоказанность принадлежности истцу РТС «Южная», недоказанность присоединения тепловых сетей к РТС «Южная», а также на недоказанность расходов по поддержанию мощности РТС «Южная». 

По мнению апелляционной инстанции, указанные выводы суда опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

На л.д.72-93 1 том представлены двенадцать свидетельств о государственной регистрации права, выданных УФРС по Калининградской области, из содержания которых явствует, что комплекс РТС «Южная» принадлежит на праве собственности истцу. Для обслуживания РТС «Южная» истцом с Администрацией городского округа город Калининград заключен договор аренды городских земель от 11.03.2010г. Подлинные документы обозрены в суде при рассмотрении апелляционной жалобы.

Факт подключения сетей ответчика к РТС «Южная» ответчиком не отрицается. Из имеющейся в деле переписки сторон, а также вышеуказанных Протокола заседания правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 13.12.2010г. № 69/10, п. 15 экспертного заключения Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, информации, направленной за подписью и.о. министра ЖКХ и строительства Калининградской области губернатору Калининградской области от 01.12.2010г. (л.д.157) явствует факт подключения сетей к РТС «Южная». Данное обстоятельство подтверждается также письменными пояснениями по делу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (л.д.171). Доказательств отключения своих сетей от РТС «Южная» ответчик не представил.

 В обоснование понесенных расходов истцом представлена смета затрат РТС «Южная» на 2011 год. Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области подтвердил, что первичные доказательства для обоснования расходов в размере 21 210 000 руб. были представлены истцом в Службу в период вынесения решения по тарифам. Приказом от 13.12.2010г. за № 69-01т/10 от 13.12.2010г. Службой утверждены тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП «Калининградтеплосеть», введен тариф, содержащий компенсацию расходов на поддержание резервной тепловой мощности РТС «Южная». Указанный приказ, либо тарифы никем не оспорены.

Из калькуляции указанных тарифов явствует, что тариф из расчета 1 Гкал содержит 9,72 руб. на поддержание резервной мощности РТС «Южная».

Ответчик в 2011 году (спорный период) поставлял потребителям тепло и собирал за него оплату.

Учитывая, что фактическое потребление тепла в 2011 году было ниже планового, что свидетельствует из данных, размещенных на сайте МУП «Калининградтеплосеть» ответчик предоставил потребителям по указанному тарифу 2 047 250 Гкал тепловой энергии. Таким образом, сумма возмещения расходов по содержанию РТС «Южная» составила 2 047 250 Гкал * 9,72 руб./Гкал = 19 899 270 руб., которые истец и просит взыскать с ответчика, поскольку входящие в указанную сумму затраты на резервирование оплачены потребителями ответчику и незаконно удерживаются им.

В связи с вышеизложенным и в силу ст. 16 ФЗ «О теплоснабжении» МУП «Калининградтеплосеть» должно произвести истцу оплату за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности РТС «Южная» в указанном размере.

Уклонение от уплаты сумм в размере 19 899 270 руб. влечет неосновательное обогащение ответчика, которое подлежит взысканию с него в пользу ОАО «Калининградская генерирующая компания» на основании ст. 1102 ГК РФ.

В связи с вышеизложенным принятый по делу судебный акт подлежит отмене, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области  от 28.06.2012г. по делу №  А21-944/2012  отменить. Принять новый судебный акт. Взыскать с МУП ЖКХ «Калининградтеплосеть» в пользу ОАО «Калининградская генерирующая  компания» 19 899 270 руб. 00 коп. неосновательного обогащения, 122 496 руб. 35 коп. расходов по госпошлине по иску и 2000 руб. 00 коп. расходов по апелляционной жалобе. В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Председательствующий

Н.А. Мельникова

Судьи

 

И.Г. Медведева

 

С.И. Несмиян

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 по делу n А56-13407/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также