Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2012 по делу n А56-30060/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 17 декабря 2012 года Дело №А56-30060/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шульги Л.А. судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А. при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В. при участии: от заявителя: не явился, извещен от заинтересованного лица: не явился, извещен от 3-ьих лиц: 1) не явился, извещен 2) Миняевой Т.М. по доверенности от 12.03.2012 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20018/2012) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2012 по делу № А56-30060/2012(судья Галкина Т.В.), принятое по заявлению Местной администрации МО Низинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области 3-е лицо: 1)ООО "Управляющая компания "РЭС ТСВ", 2) МУП "Низино" МО Низинское сельское поселение МО Ломоносовский район Ленинградской области о признании недействительным решения установил: местная администрация муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области: 188501, Ленинградская обл., Ломоносовский район, д. Низино, ул. Центральная, д.1Д, ОГРН 1024702184330 (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3 (далее – Управление, антимонопольный орган) № Р/04/150 от 14.05.2012 по делу № 70-04-А/12 и недействительным предписания № П/04/1286-75 от 14.05.2012 по делу № 70-04-А/12. Определением от 22 июня 2012 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора ООО «Управляющая компания «РЭС ТСВ» и МУП «Низино». Решением от 31.08.2012 удовлетворил заявление Администрации. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области заявило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов решения суда первой инстанции обстоятельствам дела, просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга Ленинградской области от 24.08.2012 по делу № А56-30060/2012 и отказать Администрации в удовлетворении заявления. По мнению антимонопольного органа, у МУП «Низино» отсутствуют законные основания для управления многоквартирными домами, поскольку договор управления, заключенный с Администрацией является ничтожным, а договоры собственников с ООО «Управляющая компания «РЭС ТСВ», заключенные в 2008 году являются действующими. Администрация была не уполномочена требовать от ООО «Управляющая компания «РЭС ТСВ» прекращения деятельности по управлению многоквартирными домами. В судебном заседании представитель МУП «Низино» возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, и просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, местной администрации муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и ООО «Управляющая компания «РЭС ТСВ» надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как видно из материалов дела, Управление установило, что Администрация, будучи одновременно собственником, органом власти и контрольным органом, совершила следующие действия: - не имея оснований (в виде невыполнения условий договора со стороны ООО «УК РЭС ТСВ») и не выполнив обязанность, предусмотренную ч.1.1 ст.165 ЖК РФ, инициировала и организовала проведение общих собраний в форме заочного голосования собственников о смене управляющей компании (при котором способ управления не изменялся); - не голосуя установленным способом на проведенных собраниях на основании протоколов этих собраний заключила договор управления с МУП «Низино»; - при отсутствии у новой управляющей компании договоров, заключенных с иными собственниками жилых помещений в этих домах (т.е основания для начала деятельности) письмами вынудила ООО «УК РЭС ТСВ» прекратить деятельность по управлению указанными домами; - не будучи уполномоченной собранием собственников жилья выступила в качестве стороны договора в части уведомления ООО «УК РЭС ТСВ» о прекращении с ней договорных отношений. По мнению антимонопольного органа, перечисленные действия Администрации создали необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта – ООО «УК РЭС ТСВ» по управлению многоквартирными домами, и вынудили управляющую компанию прекратить деятельность по управлению названными домами. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, рассмотрев 14.05.2012 дело № 70-04-А/12 приняла решение, которым признала в действиях Местной администрации МО Низинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) и выдала Администрации предписание № П/04/1286-75 от 14.05.2012 по делу № 70-04-А/12 , которым предписала прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Управляющая компания РЭС ТСВ» по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: дома №№2,3,4,5,6,7 по Санинскому шоссе и дома №1,7,8,9,12 по ул. Центральная, д.Низино, Ломоносовского района Ленинградской области. Администрация не согласилась с решением и предписанием Управления и оспорила их в судебном порядке. Суд первой инстанции, не усмотрев в действиях Администрации нарушений законодательства о защите конкуренции, удовлетворил заявленное требование. Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции признал жалобу Управления не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией. Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, иными законами или договором (статья 450 ГК РФ). Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации. Правовая конструкция договора управления не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом. При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ). Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 7677/11 от 22.11.2011. Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; Пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что для квалификации актов и действий органов власти по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо одновременное наличие двух условий: антимонопольным органом должно быть доказано, что такие акты, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и государственным органом не может быть указана конкретная норма закона, в силу которой соответствующие акты, действия (бездействия) могут быть признаны допустимыми. Таким образом, для квалификации действий (бездействия) в качестве нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 15 Закона N 135-ФЗ, обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих совершение уполномоченными органами действий, запрещенных законом или несоответствующих нормативно-правовым положениям, которые привели или могут привести к таким последствиям, как ограничение конкуренции, создания преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке. Из материалов дела усматривается, что в протоколы собраний собственников жилых помещений были включены вопросы, касающиеся расторжения договоров управления многоквартирными домами с ООО «УК «РЭС ТСВ» и о выборе управляющей компании МУП «Низино», а также об утверждении договора управления с МУП «Низино». Местная администрация МО Низинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области при заключении договоров на управление многоквартирными домами являлась собственником квартир, находящихся в муниципальной собственности, то есть выступала не как орган публичной власти, а как собственник жилых помещений в многоквартирных домах, участвуя в решении вопросов управления домами наравне с другими собственниками. Суд первой инстанции правильно отметил, что Администрация реализацию своих публично-правовых полномочий как орган власти не осуществляла, административные методы воздействия на участников правовых отношений (иных собственников помещений в многоквартирных домах) в своих действиях не использовала. Инициатива по проведению общего собрания собственников и голосование Администрации в пользу одной управляющей организации не противоречит действующему законодательству, которым установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ). Согласно части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Таким образом, законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть проверена в судебном порядке, а выводы антимонопольного органа о ничтожности договора, заключенного по решению собственников жилых помещений многоквартирных домов противоречат изложенным выше правовым нормам. Поскольку действия Администрации, как одного из собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в которых антимонопольный орган усмотрел необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта, регламентированы жилищным законодательством, следовательно, Управление безосновательно вменило Администрации нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона 135-ФЗ. В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и обоснованно признал недействительными оспариваемое решение и принятое на его основании предписание как нарушающие права и законные интересы Администрации. В связи с изложенным, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 августа 2012 года по делу № А56-30060/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения. Председательствующий Л.А. Шульга
Судьи О.И. Есипова
Е.А. Фокина
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2012 по делу n А56-16003/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|