Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу n А26-6234/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 декабря 2012 года

Дело №А26-6234/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Будылевой М.В.

судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Куписок А.Г.

при участии: 

от заявителя: не явился (извещен)

от заинтересованного лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-20735/2012)  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2012 по делу № А26-6234/2012 (судья Гарист С.Н.), принятое

по заявлению Администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Карелия

о признании незаконными действий по выдаче справки от 01.01.2012 №69898

установил:

Администрация муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Карелия (далее – инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по выдаче справки от 01.01.2012 №69898, в которой содержатся данные о задолженностях, возможность взыскания которых утрачена.

В порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Администрация просит обязать налоговую инспекцию выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам с указанием сведений об утрате возможности взыскания вышеуказанной задолженности, как безнадежной к взысканию.

Решением суда от 27.08.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить в части  признания незаконными действий инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам № 69898 по состоянию на 01.01.2012, с указанием задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также в части возложения на налоговый орган обязанности по списанию указанной задолженности с лицевого счета налогоплательщика и выдать справку, не содержащую спорную задолженность.

По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона. Обязанность по списанию возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.   

Как установлено из материалов дела, налоговый орган выдал Администрации справку №69898 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012, в которой в частности отразил задолженность налогоплательщика в размере 424 393 руб. 44 коп., в том числе 49 508 руб. 62 коп. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть; 7 283 руб. 77 коп. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть; 97 848 руб. 00 коп. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет; 10 940 руб. 13 коп. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования; 2 593 руб. 78 коп. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 33 373 руб. 81 коп. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования; 80 901 руб. 68 коп. - недоимка по лесным податям в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; 105 055 руб. 11 коп. - пени по лесным податям в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; 13 634 руб. 08 коп. - недоимка по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемый на территориях поселений; 14 467 руб. 46 коп. - пени по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемый на территориях поселений; 8 787 руб.00 коп. - штраф по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет.

Из справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2004 №69929, на 01.01.2005 №69928, на 01.01.2006 №69927, на 01.01.2007 №69926, на 01.01.2008 №69925, на 01.01.2009 №69924, на 01.01.2010 №69923, на 01.01.2011 №69922, выданных инспекцией, следует, что задолженность по налогам, пеням, штрафам образовалась в период до 2004 года (листы дела 14-37).

В справке №69898 по состоянию на 01.01.2012, выданной Администрации, содержатся сведения о задолженности без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что спорная справка налогового органа содержит необъективную и неполную информацию о состоянии расчетов Администрации по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а, следовательно - о реальном состоянии расчетов Администрации по ним перед бюджетом на день выдачи этой справки., в связи с чем обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения путем списания спорной задолженности с лицевого счета заявителя.

Налоговый орган, не оспаривая решение суда в части признания незаконными действий инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам №69898 по состоянию на 01.01.2012, содержащей данные о задолженностях, возможность взыскания которых утрачена, в  то же время считает, что списание задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с лицевого счета налогоплательщика должно осуществляться Пенсионным фондом.

Указанный довод налогового органа подлежит отклонению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности и в иных случаях, предусмотренных законодательством, признается безнадежной к взысканию.

Правом признать задолженность безнадежной к взысканию и списать ее наделены налоговые органы по месту нахождения или учета налогоплательщика (пункт 2 статьи 59 Кодекса).

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден приказом Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (далее по тексту - Порядок, Порядок списания).

Основанием для осуществления действий по списанию указанных сумм является решение о признании задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании, подписанное руководителем налогового органа (пункт 3 Порядка).

Вместе с тем указанный Порядок не распространяется на списание задолженности по недоимкам, пеням и штрафам, образовавшимся в связи с расчетами по страховым взносам, за исключением недоимки по страховым взносам, начисленным на нее пеням и штрафам, которая числилась за организациями по состоянию на 01.01.2001.

Недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ).

Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 (далее по тексту - Постановление N 820).

В пункте 1 Постановления N 820 приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам безнадежными к взысканию и подлежащими списанию.

Решение о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 Постановления).

Таким образом, недоимка, числящаяся за организацией - плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд, признается безнадежной к взысканию и списывается на основании решения Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Налоговый орган, оспаривая обязанность списания задолженности в Пенсионный фонд, ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представил доказательства, что  спорная недоимка возникла после 01.01.2001, в связи с чем у него отсутствуют основания для ее списания.

В соответствии с разделом III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411, разделом VII Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 № ШС-3-10/201@, разделом VI Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@, Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых плательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 № БГ-3-06/76 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 14.02.2003 № БГ-3-06/65", данные о начисленных к уплате (доплате), уменьшению суммах налогов (сборов) и иных обязательных платежей отражаются в карточках на основании следующих документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах: налоговой декларации (расчета), корректирующей налоговой декларации (расчета), авансового расчета, решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения судебных органов, решения вышестоящих налоговых органов, отменяющего (изменяющее) решение нижестоящих налоговых органов, решения налоговых органов о зачете (возврате) обязательных платежей.

На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Форма такой справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ (далее - Методические указания).

Как установлено судом, справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам составлена на основании данных лицевого счета Администрации. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговая инспекция сама указала в справке №69898 по состоянию на 01.01.2012 задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, следовательно, должна и отразить достоверность указанной информации (об утрате возможности взыскания указанной задолженности).

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2012 по делу №А26-6234/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

М.В. Будылева

Судьи

О.В. Горбачева

 В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу n А56-41494/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также