Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2012 по делу n А56-38710/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 декабря 2012 года

Дело №А56-38710/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     04 декабря 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 декабря 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Фокиной Е.А., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:   Черняк Е.В.

при участии:

от  заявителя:  не  явились-извещены (уведомление №51986);

от  заинтересованного  лица:  не  явились-извещены (уведомление №51987); 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-20620/2012)  ООО  «ГеоПроект» на  решение  Арбитражного  суда  г.Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  от  13.09.2012г.   по  делу  № А56-38710/2012  А56-38710/2012(судья  Ресовская  Т.М.), принятое

по  заявлению   ООО  «ГеоПроект» 

к    Межрегиональному  управлению  Федеральной  службы  по  финансовому  мониторингу  по  Северо-Западному  федеральному  округу 

о  признании  незаконным  постановления  

 установил:

ООО  «ГеоПроект» (194291, Санкт-Петербург, ул.Кустодиева,  д.12, лит.А,  пом.1-Н, ОГРН1117847072221, далее—общество, заявитель) обратилось  в  Арбитражный  суд  г.Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  с  заявлением  о признании  незаконным  и  отмене  постановления  Межрегионального  управления  Федеральной  службы  по  финансовому  мониторингу  по  Северо-Западному  федеральному  округу (191123, Санкт-Петербург, наб.Робеспьера, д.10А,  далее- Управление)  от  26.04.2012г.  № 04-12/42-1/2  о  привлечении  общества  к  административной  ответственности  по  части  2  статьи 15.27  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  за  нарушение  законодательства  о  противодействии  легализации (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма,  выразившегося  в  непредставлении  в  уполномоченный  орган  сведений  об  операциях,  подлежащих  обязательному  контролю  в  виде  штрафа  в  размере  200 000 рублей.

В  обоснование  своих  доводов  общество  ссылается  на  то,  что  не  является  субъектом  ответственности  правонарушения,  предусмотренного  частью 2  статьи 15.27  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях,  поскольку  положения  Федерального  закона  «О  противодействии  легализации (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма»  не  распространяются  на  заявителя.

Решением  суда  первой  инстанции  ООО  «ГеоПроект»  в  удовлетворении  заявленных  требований  отказано. 

Не  согласившись  с  решением  суда,   общество  направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  решение  суда  отменить,  принять  новый  судебный  акт  об  удовлетворении  заявленных  им  требований  по  тем  основаниям,  что  судом  дана  неправильная  оценка  обстоятельствам  дела  и  применена  норма  права,  не  подлежащая  применению.      

В  судебное  заседание  представители  сторон  не  явились,  о  месте  и  времени  рассмотрения  апелляционной   жалобы  извещены  надлежащим  образом.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для  удовлетворения  апелляционной  жалобы.

Как  видно  из  материалов  дела,  Межрегиональным  управлением  Федеральной  службы  по  финансовому  мониторингу  по  Северо-Западному  федеральному  округу  проведена  проверка  соблюдения  ООО  «ГеоПроект»  законодательства  о  противодействии  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма  в  части  фиксирования,  хранения  и  представления  в  уполномоченный  орган  сведений  об  операциях,  подлежащих  обязательному  контролю,  а  также  в  части  организации  внутреннего  контроля.

В  ходе  проверки  установлено,  что  общество  осуществляет  операции  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом,  и  на  него  распространяются  обязанности,  установленные  Федеральным  законом  «О  противодействии  легализации отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма»,  по   фиксированию,  хранению  и  представлению  в  уполномоченный  орган  сведений  об  операциях,  подлежащих  обязательному  контролю,  а  также  в  части  организации  внутреннего  контроля.  Однако  общество  в  нарушение  ст.7  Федерального  закона  «О  противодействии  легализации отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма»  не  осуществляло  организацию  внутреннего  контроля,  направленного  на  выявление  операций,  подлежащих  обязательному  контролю.   

По  результатам  проверки  административным  органом  составлен  акт  от  12.04.2012г.  № 33,  из  которого  следует,  что  заявитель  оказывает  услуги  по  распространению  лотерейных  билетов,  а  также  осуществляет  выплату  выигрышей  участникам  лотереи.  В  отношении  ООО  «ГеоПроект»  составлен  протокол  об  административном  правонарушении  от  12.04.2012г.,  на  основании  которого  вынесено  постановление  от  26.04.2012г.  № 04-12/42-1/2  о  привлечении  общества  к  административной  ответственности  по части 2  статьи 15.27  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  за  неисполнение  требований  об  организации  внутреннего  контроля  в  виде  штрафа  в  размере  200 000 рублей.

ООО  «ГеоПроект»  с  указанным  постановлением  административного  органа  не  согласилось  по  тем  основаниям,  что  общество  не  является  субъектом  ответственности  правонарушения,  предусмотренного  частью 2  статьи 15.27  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях,  поскольку  положения  Федерального  закона  «О  противодействии  легализации (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма»  не  распространяются  на  заявителя.  Указанные  обстоятельства  явились  основанием  для  обращения  в  суд  с  заявлением.

Суд  первой  инстанции,  отказывая  ООО  «ГеоПроект»  в  удовлетворении  заявленных  требований,  исходил  из  того,  что  материалами  дела  подтвержден  факт  совершения  административного  правонарушения  и  доказана  вина  общества  в  его  совершении. 

Частью 2  статьи  15.27  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления  внутреннего контроля.

Согласно статье 3  Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ  «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма» внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

В  соответствии  с  пунктом 2  статьи 7 Закона  РФ  от 07.08.2001г.  № 115-ФЗ  «О  противодействии  легализации (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма»  организации,  осуществляющие  операции  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом,  обязаны  в  целях  предотвращения  легализации  (отмывания)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансирования  терроризма  разрабатывать  правила  внутреннего  контроля,  назначать  специальных  должностных  лиц,  ответственных  за  реализацию  Правил  внутреннего  контроля,  а  также  принимать  иные  внутренние  организационные  меры  в  указанных  целях. 

При  этом  той  же  нормой  Закона (в редакции, действующей с 21.11.2011г.)  установлено,  что  Правила  внутреннего  контроля  разрабатываются  с  учетом  требований,  утверждаемых  Правительством  Российской  Федерации,  а  для  кредитных  организаций – Центральным  банком  Российской  Федерации  по  согласованию  с  уполномоченным  органом,  и  утверждаются  руководителем  организации.

Статьей 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  предусмотрено,  что  в  целях  настоящего  Федерального  закона  к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами  или  иным  имуществом,  относятся,  в  том  числе,  организующие  и  проводящие  лотереи.

Согласно  пункту 9  статьи 7  Закона  № 115-ФЗ  организации  подлежат  постановке  на  учет  в  уполномоченном  органе  в  порядке,  устанавливаемом   Правительством   Российской   Федерации.

Постановлением   Правительства   Российской   Федерации   от   18.01.2003   № 28   утверждено  Положение   о   постановке  на   учет  в  Федеральной   службе  по  финансовому  мониторингу  организаций,  осуществляющих операции  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом,  в  сфере  деятельности  которых  отсутствуют  надзорные  органы.

Из  материалов  дела  следует,  что  ООО  «ГеоПроект»  не  состоит  на  учете  в  Росфинмониторинге,  не  разработало  Правила  внутреннего  контроля,  не  назначило  должностное  лицо,  ответственное  за  соблюдение  Правил  внутреннего  контроля,  тем  самым общество  совершило  административное  правонарушение,  ответственность за которое предусмотрена  частью 2  статьи  15.27 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях.

Довод  заявителя  о  том,  что  на  распространителя  лотерейных  билетов  не  распространяются  положения  Федерального  закона  «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», следовательно,  ООО «ГеоПроект» не является субъектом ответственности правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи  15.27 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях,  правомерно  отклонены  судом  первой  инстанции.

Распространение  лотерейных  билетов  и  выплата  выигрышей  участникам  лотереи  составляют  понятие  «проведение  лотереи»  в  силу  пункта  8  статьи 2  Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

Факт  осуществления  указанной  деятельности  подтверждается  договором  оказания услуг  на  распространение  и  реализацию  лотерейных  билетов  от  22.07.2011  № А0711-78-2064,  заключенным  с  ООО  «Торговый  Дом  «Гослото»  -  организатором  и  оператором  лотерей.  На  основании  указанного  договора  заявитель  оказывает  услуги  по  распространению  лотерейных  билетов,  а  также  выплату  выигрышей  участникам  лотереи;  для  оказания  услуг  заказчик  предоставляет  в  аренду  распространителю  лотерейное  оборудование,  рекламное  оборудование  и  рекламно-информационные  материалы,  включая  лотерейные  купоны.  При  оказании  данных  услуг  общество  действует  от  своего  имени.

Таким  образом,  осуществляемая  ООО «ГеоПроект»  деятельность  подпадает  по  действие  статьи 5  Федерального  закона  «О  противодействии  легализации (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма»,  а,  следовательно,  общество  обязано  соблюдать  требования пункта 2  статьи 7  названного  Федерального  закона.

В  соответствии  с  частью 2  статьи  2.1 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  Кодексом  или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых  Кодексом  предусмотрена  административная  ответственность,  не  представлено  и  судом  не  установлено.

Суд  апелляционной  инстанции  при  рассмотрении  дела  не  установил  нарушений  либо  неправильного  применения  судом  первой  инстанции  норм  материального  или  процессуального  права,  которые  привели  бы  к  принятию  неправильного  судебного  акта.

При  привлечении  общества  к  административной  ответственности  были  соблюдены  требования Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  о  процессуальном  порядке  привлечения  к  административной  ответственности.

Оспариваемое  постановление  вынесено  полномочным  органом,  срок  давности  привлечения  к  административной  ответственности  соблюден.  Дело  об  административном  правонарушении  возбуждено  и  рассмотрено  при  надлежащем  извещении  лица,  привлекаемого  к  административной  ответственности,  о  месте  и  времени  совершения  данных  процессуальных  действий.  Размер  штрафа  соответствует  пределу  санкции,  предусмотренной  частью 2  статьи  15.27  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  с  учетом  положений  статьи 4.3  Кодекса.

При  таких  обстоятельствах  апелляционный  суд  считает,  что  суд  первой  инстанции  дал  правильную  оценку  всем  обстоятельствам,  установленным  по  делу,  и  принял  законное  решение,  оснований  для  его  отмены  и  удовлетворения  апелляционной  жалобы  ООО  «ГеоПроект»  не  имеется. 

На  основании  изложенного,  руководствуясь  пунктом  1  статьи   269,  статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный  суд

        ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного  суда  г.Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  от  13 сентября 2012 года  по  делу  № А56-38710/2012  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу  ООО  «ГеоПроект»  без  удовлетворения.

Председательствующий

Г.В. Борисова

 

 

Судьи

Е.А. Фокина

 

 

 Л.А. Шульга

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2012 по делу n А56-26064/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также