Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А56-71645/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 ноября 2012 года

Дело №А56-71645/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     29 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Третьяковой Н.О.

судей  Згурской М.Л., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Федуловой М.К.

при участии: 

от истца (заявителя): Воробьева Г.Н. по доверенности от 28.02.2011 № 908

от ответчика: Грищенко Е.В. по доверенности от 10.01.2012 № 11-11/11

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-19836/2012)  (заявление)  Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2012 по делу № А56-71645/2011 (судья Захаров В.В.), принятое

по иску (заявлению) ООО "Майер-Мелихоф Хольц Ефимовский"

к Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области

о признании недействительным решения от 30.08.2011 № 14/110 и обязании возместить НДС

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Майер-Мелихоф Хольц Ефимовский" (ОГРН 1054700513812, место нахождения: 187620, Ленинградская область, Бокситогорский район, пгт Ефимовский, ул. Гагарина, дом 30) (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 6 по Ленинградской области (место нахождения: 187550, Ленинградская обл., г. Тихвин 5-й микрорайон, дом 36) (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.08.2011 № 14/110 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, в части признания неправомерным предъявления Обществом к вычету в качестве налогового агента суммы «входного» НДС в размере 230 205 руб., а также об обязании Инспекции возместить Обществу сумму «входного» НДС в размере                   230 205 руб.

Решением суда от 09.08.2012 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество не доказало обоснованность заявленных налоговых вычетов по операциям, облагаемым различными налоговыми ставками. Кроме того, по оспариваемому Обществом решению инспекцией  отказано в возмещение НДС в сумме 170 720руб., в то время как суд признал решение налогового органа недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 230 205руб.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного  акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость  за 1 квартал 2011 года, по результатам которой 01.08.2011 составлен акт № 14/12594 и 30.08.2011 принято решение №14/110 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. В соответствии с указанным решением инспекцией признано неправомерным предъявление Обществом к вычету в качестве налогового агента суммы НДС в размере 230 205руб и  отказано в возмещении НДС в сумме 170 720руб.

Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к вычету сумм «входного» НДС, уплаченного заявителем как налоговым агентом, без распределения отгруженной продукции на экспорт и внутренний рынок.

Решением Управления ФНС по Ленинградской области от 07.11.2011                       № 16-21-15/17094 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.

Считая решение инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.

Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим

Как установлено в ходе проверки и следует из материалов дела,  Общество заключило с рядом иностранных организаций договоры на оказание услуг по надзору за монтажом оборудования, а также других аналогичных услуг и произвело в проверяемом налоговом периоде оплату соответствующих  услуг, а также уплатило в бюджет НДС в качестве налогового агента согласно платежным поручениям, имеющимися в материалах дела.

Налоговым органом установлено, что  в проверяемый период Общество осуществляло операции по реализации товаров, облагаемых НДС по разным ставкам: 18% (внутренний рынок) и 0% (экспортные операции). Суммы НДС, уплаченные в бюджет Обществом как налоговым агентом за иностранных поставщиков услуг, включены в налоговые вычеты без распределения по видам деятельности, облагаемых по разным налоговым ставкам НДС, в полном объеме и в том налоговом периоде, в котором была произведена уплата налога в бюджет. В отношении налогового агента Обществом не соблюдены условия применения налоговых вычетов, установленные пунктом 3 статьи 172 НК РФ, поскольку Общество имело отгруженные товары, по которым не была подтверждена нулевая ставка НДС, то есть НДС в части налогового агента был предъявлен преждевременно.

В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями - налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Все условия применения налогового вычета в качестве налогового агента заявителем соблюдены, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Действующее налоговое законодательство не устанавливает правила распределения "входного" НДС. Однако, применяя названные правила, налогоплательщик, с учетом особенностей своей деятельности, для применения налогового вычета должен самостоятельно разработать порядок раздельного учета "входного" налога и методику его распределения в зависимости от вида операции по реализации. Методика распределения устанавливается в учетной политике организации.

Согласно пункту 10 статьи 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке ноль процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Кодексом не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.

В силу пункта 12 статьи 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Разделом 3 Положения об учетной политике организации (утв. Приказом Общества от 31.12.2008 № 39/УП) предусмотрено, что при предъявлении к вычету сумм «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых НДС (т. е. по общей налоговой ставке 18 процентов), так и облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, Общество применяет следующую методику ведения раздельного учета: по сырью, материалам, работам и услугам, относящимся к производственному процессу, - путем составления расчета пропорционально объему отгруженной продукции на экспорт и внутренний рынок (абзацы второй и третий подраздела «Налог на добавленную стоимость. Способы ведения раздельного учета по НДС»). При этом «суммы НДС, уплаченные в качестве налогового агента за иностранного поставщика, предъявляются без распределения в полном объеме в периоде оплаты в бюджет».

На основании данных налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011 налоговым органом установлено, что НДС, уплаченный Обществом в бюджет в качестве покупателя - налогового агента, заявлен к вычету без распределения на внутренний рынок и экспорт.

Из принятой Обществом учетной политики не усматривается, что она не соответствует положениям пункта 3 статьи 171 НК РФ и противоречит им.

Соблюдение Обществом условий принятия фактически уплаченных в качестве налогового агента сумм НДС к вычету в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговым органом не опровергнуто.

В Определении от 02.10.2003 N 384-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что в силу пункта 3 статьи 171 НК РФ в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает НДС, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм.

Таким образом, Общество, уплатившее в бюджет суммы НДС при приобретении услуг на территории Российской Федерации у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговом органе, как налоговый агент, имеет право на вычет данной суммы налога в том налоговом периоде, в котором произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет.

Применяемая Обществом в 2011 году учетная политика не противоречит требованиям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и не приводит к искажению доли "входного" НДС, распределяемого Обществом как налогоплательщиком, по операциям, облагаемым по разным налоговым ставкам.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в возмещении НДС, заявленного к вычету в качестве налогового агента, в размере 230 205 руб.

Довод подателя жалобы относительно того, что решением налогового органа отказано в возмещении НДС в сумме 170 720руб., в то время как решением суда первой инстанции решение налогового органа признано недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 230 205руб., отклоняется судом апелляционной инстанции.

Из решения от 30.08.2011 № 14/110 следует, что по результатам проверки налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011 инспекцией установлено неправомерное предъявление Обществом к вычету в качестве налогового агента суммы НДС в размере 230 205руб. Этим же решением налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 173, пунктом 9 статьи 165 НК РФ произвел возврат суммы, уплаченного налога в размере 66 641,41руб., исчисленного ранее (4 квартал 2010), поскольку Обществом в установленный срок не была подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0% при реализации товаров (работ, услуг), указанных в пп. 1, 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ (пункт 3 решения инспекции). При этом, Общество согласилось  с решением налогового органа в части неправомерного предъявления к вычету НДС по внутреннему рынку на сумму                  7 156 руб. (по счету-фактуры ОАО «Группа Илим»). Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела актом сверки расчетов                       (т. 2, л.д. 56) и инспекцией не оспаривается. Следовательно, суд первой инстанции правомерно  признал недействительным решение налогового органа в части признания неправомерным предъявления Обществом к вычету в качестве налогового агента суммы «входного» НДС в размере 230 205 руб. и обязал Инспекцию возместить Обществу сумму «входного» НДС в размере 230 205 руб.

Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении настоящего дела судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 09.08.2012 по делу №  А56-71645/2011  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.О. Третьякова

Судьи

                    М.Л. Згурская

                  Е.А. Сомова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А56-69231/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также