Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А56-16117/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 30 ноября 2012 года Дело №А56-16117/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего А.Б. Семеновой судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой при участии: от истца (заявителя): представителя М.С. Мухина (доверенность от 01.03.2012 №44) от ответчика (должника): представителя Ю.А. Майорова (доверенность от 16.05.2012 №01-19/4501) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18982/2012) Департамента ФС по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2012 по делу № А56-16117/2012 (судья Е.Н. Александрова), принятое по иску (заявлению) ЗАО "Трикотажное объединение "НИКА" к Департаменту ФС по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, направленные на возврат ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 54072,94 руб.
установил: Закрытое акционерное общество «Санкт-Петербургское трикотажное объединение «НИКА» (ОГРН 1027804198476, место нахождения: Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 30) (далее - ЗАО «СПТО «НИКА», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д.39) (далее - Департамент), выразившегося в непринятии решения по существу письменного заявления общества о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления), а также об обязании Департамента совершить действия, направленные на возврат заявителю ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) в сумме 54 072 руб. 94 коп. Решением от 30.07.2012 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме (с учетом их уточнения), а также взыскал с Департамента в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2162,91 руб. и возвратил обществу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 739,09 руб. В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение отменить или изменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обществом не представлено документальных доказательств заключения договоров со специализированными организациями на оказание услуг по размещению расходов и исполнения таких договоров. Кроме того, Департамент указал со ссылкой на постановление Пленума ВАС РФ от 21.10.1993 №22, что выданные обществу в 2008 и 2009 г.г. нормативы образования отходов и лимиты на их размещение являются разрешением на образование определенного количества отходов и размещение таких отходов, которое в свою очередь является основанием для взимания с него платежей за нормативное и сверхнормативное размещение собственных отходов. В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Из материалов дела следует, что 17.03.2012 обществом направлено в Департамент требование о возврате излишне уплаченных денежных средств, внесенных в 2009-2011г.г. в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в части платежей за размещение отходов производства и потребления в размере 70934,72 руб., с приложением расчетов платы за НВОС за указанные периоды (т.1 л.д.9-10). Поскольку требование оставлено без ответа Департаментом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением и после неоднократного уточнения заявленных требований по результатам сверки расчетов между сторонами просило признать незаконным бездействие Департамента, выразившегося в непринятии решения по существу письменного заявления общества о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления), а также обязать Департамент совершить действия, направленные на возврат заявителю ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) в сумме 54072 руб. 94 коп. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ЗАО «СПТО «НИКА», исходил из того, что общество размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не занимается, следовательно, оно не обязано вносить плату за данное негативное воздействие на окружающую среду. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит в силу следующего. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), положения которого конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 26.01.1993 (далее - Указания). Согласно пункту 1 названного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Пунктом 1.4 Указаний также предусмотрено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов. Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду). Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, деятельность по размещению отходов производства и потребления носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Судом первой инстанции установлено, что общество осуществляет деятельность в сфере предоставления коммерческой недвижимости в аренду и не имеет отношения к деятельности по размещению отходов производства и потребления, в процессе осуществления деятельности общества образуются отходы в виде бытового мусора от уборки офисных помещений, которые вывозятся и размещаются специализированными организациями (ООО «Мехуборка СПб», ОАО «Автопарк №1» (Спецтранс), ООО «Агроснаб Сиверский») в соответствии с договорами возмездного оказания услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов. Доказательств осуществления обществом деятельности по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, в материалах дела не имеется, Департаментом не представлено. Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2012 по делу №А56-6558/2012 (т.2 л.д.55-58) признан недействительным пункт 2 предписания Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности №003-2011/Прп-314 от 08.11.2011 об обязании ЗАО «СПТО «НИКА» производить плату за негативное воздействие на окружающую среду в объеме и сроки, установленные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557. Согласно положению части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В силу части 3 статьи 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). С учетом указанных норм именно Департамент обязан доказать, что обществом осуществляется деятельность, связанная с размещением отходов производства и потребления. Поскольку в данном случае у общества отсутствовала обязанность по внесению платежей за НВОС в части размещения отходов производства и потребления, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о наличии у общества разрешения на образование определенного количества отходов и размещение таких отходов, которое в свою очередь является основанием для взимания с него платежей за нормативное и сверхнормативное размещение собственных отходов. В данном случае действия общества по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение могут оцениваться как добросовестное заблуждение общества относительно своих обязанностей и не являются доказательством осуществления деятельности по размещению отходов. Внесение обществом платы за НВОС (в части размещения отходов производства и потребления) за 3, 4 кварталы 2010 года и за 1 - 4 кварталы 2011 в сумме 54 072 руб. 94 коп. подтверждается представленными обществом расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды, а также платежными поручениями от 20.10.2010 №№ 713, 714, от 27.09.2011 №№ 583, 584, 585, 586, 587, 588, от 20.10.2011 №№ 653, 654, 655, от 04.10.2011 №№ 598, 599, от 16.01.2012 №№ 18, 19, 21, актом сверки за период 3, 4 кварталы 2010 года – 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года (т.2 л.д.20). При уточнении требований из суммы, указанной в акте сверки (54078,02 руб.), обществом исключены платежи в сумме 05,08 руб., внесенные обществом за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников, в связи с чем размер заявленных требований составил 54072,94 руб. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения по требованию общества о возврате излишне уплаченных денежных средств и принял решение об обязании Департамента возвратить обществу платежи в сумме 54 072 руб. 94 коп. В соответствии с приказами Росприроднадзора от 20.10.2010 № 311 и от 24.02.2011 № 103, действовавшими в спорный период, на территории Санкт-Петербурга администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Департамент Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А56-47157/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|