Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу n А56-26277/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 ноября 2012 года

Дело №А56-26277/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     22 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  А.Б. Семеновой

судей  Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  Е.С. Федосеевой

при участии: 

от истца (заявителя): представителей К.О. Зайцева (доверенность от 06.10.2011), Д.Г. Сироткина (доверенность от 06.12.2011)

от ответчика (должника): не явился (уведомлен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-16739/2012) ОАО «Российские железные дороги» на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2012 по делу № А56-26277/2012 (судья И.С. Семенова), принятое

по иску (заявлению) ОАО "Российские железные дороги"

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании незаконным предписания от 31.01.2012 №07-44-04/23

 

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107144, Москва, ул. Большая Басманная, д.2) (далее - ОАО «РЖД», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением  об оспаривании предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 190068, Санкт-Петербург, пр. Римского - Корсакова, д. 39) (далее - Управление, административный орган) от 31.01.2012  N 07-44-04/23.

Решением от 06.02.2012 суд в удовлетворении заявления отказал.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение в связи с неправильным установлением судом обстоятельств дела и неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, на момент вынесения оспариваемого предписания ОАО «РЖД» не были нарушены требования транспортной безопасности в части составления плана транспортной безопасности, так как лишь 15.02.2012 станция Комсомольск-Мурманский была внесена в реестр категорированных объектов. Общество ссылается при этом на положения статей 5, 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», пункта 5.7 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 №43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», анализ которых в совокупности свидетельствует о том, что с момента включения объекта в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры у субъекта транспортной инфраструктуры имеется как минимум 8 месяцев для разработки и утверждения плана транспортной безопасности. Таким образом, Управление не имело законных оснований для выдачи предписания Обществу.

В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель Управления, уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит решение суда оставить без изменения. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 10.01.2012 N02-р Управлением в период с 19.01.2012 по 31.01.2012 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выполнения предписания органа государственного контроля (надзора) в отношении железнодорожной станции Комсомольск-Мурманский Мурманского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением (г. Мурманск, ул. Транспортная, д.19) – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (далее – Станция).

В ходе проверки выявлено не исполнение в установленный срок предписания от 26.05.2011 №07-40-04/103, а именно: в нарушение требования статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) Обществом не разработан план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Комсомольск - Мурманский Мурманского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала    ОАО «РЖД».

 По результатам проверки составлен акт от 31.01.2012 N 07-46-04/23 (л.д. 29-31).

В тот же день 31.01.2012 Управлением Обществу выдано предписание N 07-44-04/23 (л.д. 11-13), которым ОАО «РЖД» предписано:

В срок до 17.10.2012 устранить выявленное в ходе проверки нарушение, а именно, разработать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Комсомольск - Мурманский Мурманского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».

Считая названное предписание незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.

Выслушав представителей ОАО «РЖД», изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое по делу решение отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 Закона N 16-ФЗ определено:

- субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9);

- объект транспортной инфраструктуры (ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5);

- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (пункт 6).

В силу пункта 1 статьи 4 Закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 5 Закона №16-ФЗ  оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона №16-ФЗ компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (пункт 3 указанной статьи).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона №16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Согласно пункту 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с пунктом 3 Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.

Приказом Минтранса от 08.02.2011 №43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования).

В силу пунктов 5.7, 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан:

- обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ;

- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

Из анализа  вышеприведенных норм следует, что разработке плана обеспечения транспортной безопасности предшествуют категорирование объекта транспортной инфраструктуры и проведение оценки его уязвимости.

Судом первой инстанции установлено, что на дату вынесения оспариваемого Предписания категорирование Станции проведено не было.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что до включения 15.02.2012 Станции в Реестр категорированных ОТИ в Мурманском регионе и получения категории по состоянию на 01.03.2012 (л.д.40-41) проведение оценки уязвимости ОТИ было невозможно, что в свою очередь исключало возможность разработки Обществом плана обеспечения транспортной безопасности.

Вместе с тем, согласно подпункту 5.7 Требований срок проведения оценки уязвимости ОТИ и утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ не должен превышать трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.

Срок разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности составляет три месяца с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ в соответствии с пунктом 5.8 Требований.

Таким образом, на разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ субъекту ТИ установлен срок не более 6 месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.

Согласно информации, полученной Управлением от Федерального агентства железнодорожного транспорта и представленной с отзывом на апелляционную жалобу, уведомление о присвоении ОТИ – Станции Комсомольск-Мурманский категории получено Обществом 12.03.2012, следовательно, определенный Предписанием срок его исполнения – до 17.10.2012, не превышает установленные законодательно сроки, в том числе срок утверждения плана обеспечения транспортной безопасности – до 12.09.2010, и является достаточным для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие)

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу n А56-10619/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также