Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 по делу n А56-28080/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 ноября 2012 года

Дело №А56-28080/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     07 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  08 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  М. Л. Згурской

судей  М. В. Будылевой, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания      М. К. Федуловой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-15194/2012) МП «Северное ремонтно-эксплутационное предприятие» Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2012 по делу № А56-28080/2012 (судья Ю. П. Левченко), принятое

по заявлению МП «Северное ремонтно-эксплутационное предприятие» Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области

к          Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области

о          признании незаконными действий

при участии: 

от заявителя: не явился (извещен)

от ответчика: Никитин А. В. (доверенность от 04.05.2012)

установил:

Муниципальное предприятие «Северное ремонтно-эксплуатационное предприятие» Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области (ОГРН 1034700564238, место нахождения: 188653, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лупполово, д.3, 9; далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (ОГРН 1044700571860, место нахождения: 188640, Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, литер А; далее – инспекция,  налоговый орган), выразившихся во включении в справку от 27.04.2012 №25274 о состоянии расчетов на 25.04.2012 недостоверных сведений о наличии у предприятия неисполненной обязанности по уплате: 3 802,42 руб. КБК 18210102010010000110, ОКАТО 41212856000, налог на доходы физических лиц с доходов, источником которого является налоговый агент; 3 224,59 руб. КБК 18210202010060000160, ОКАТО 41212856000 страховые взносы на выплату страховой части пенсии; 187,39 руб. КБК 18210202020060000160, ОКАТО 41212856000, страховые взносы на выплату накопительной части пенсии; 0,01 руб. КБК 18210501022010000110, ОКАТО 41212856000, единый налог; 118,06 руб. КБК 18210501050010000110, ОКАТО 41212856000, минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации; 0,02 руб. КБК 18210703000010000110, ОКАТО 41212856000, водный налог; 4 049,54 руб. КБК 18210906020020000110, ОКАТО 4121285600, сбор на нужды образовательных учреждений; 134 485,00 руб. КБК 18210909010010000110, ОКАТО 4121285600, единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет; 3 091,06 руб. КБК 18210909020070000110, ОКАТО 4121285600, единый социальный налог, зачисляемый в ФСС; 606,86 руб. КБК 18210909030080000110, ОКАТО 41212856000, единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС; 8 377,32 руб. КБК 18210909040090000110, ОКАТО 41212856000, единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС, а также обязании инспекции устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем исключения из базы данных расчетов с бюджетом местного и регионального уровня сведений о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате вышеуказанных налогов, сборов, пеней, штрафов.

Решением суда от 14.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе предприятие просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт,  ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что налоговый органом не представлено доказательств фактического наличия у предприятия спорной задолженности по налогам (сборам). Спорные суммы задолженности возникли до 2007 года, следовательно, срок давности для ее взыскания истек.

Представитель предприятия, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, инспекция выдала предприятию справку от 27.04.2012 №25274 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.04.2012, из которой следует, что у заявителя имеется задолженность по ряду налогов, сборов, пеням, штрафам.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.

В части 1 статьи 65 АПК РФ указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Процедура учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также порядок их списания регламентированы приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной налоговой службы. В соответствии с разделом III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, разделом VII Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 № ШС-3-10/201@, разделом VI Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@, Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых плательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 № БГ-3-06/76 «О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 14.02.2003 № БГ-3-06/65», данные о начисленных к уплате (доплате), уменьшению суммах налогов (сборов) и иных обязательных платежей отражаются в карточках на основании следующих документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах: налоговой декларации (расчета), корректирующей налоговой декларации (расчета), авансового расчета, решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения судебных органов, решения вышестоящих налоговых органов, отменяющего (изменяющее) решение нижестоящих налоговых органов, решения налоговых органов о зачете (возврате) обязательных платежей.

На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Форма такой справки утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206.

Исполнение положений названных ведомственных документов является для налоговых органов обязательным.

Сроки хранения документов, подтверждающих указанные в карточках сведения, поставлены в зависимость от предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации предельных сроков глубины налоговой проверки, сроков принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам, сроков хранения налогоплательщиками документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов.

Истечение установленных сроков хранения предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов, на основании которых устанавливается обязанность налогоплательщика по уплате в бюджет обязательных платежей соответствующего вида, предполагает их отсутствие как у налоговых органов, так и у налогоплательщика и, следовательно, невозможность проверить достоверность заявления о наличии или отсутствии спорной задолженности.

Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с исчислением и уплатой налогов, в целях соблюдения конституционного запрета на произвольное необоснованное ограничение имущественных прав налогоплательщика в Налоговом кодексе Российской Федерации, его статьях 46, 47 и 48, установлены ограничения сроков принудительного взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам).

Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам, но это обстоятельство не дает ему права списать их на основании статьи 59 НК РФ.

В то же время суды при проверке обоснованности включения налоговыми органами в выдаваемых налогоплательщикам справках о состоянии расчетов по налогам и сборам должны исходить из того, что указанные в справке сведения должны быть достоверными, что предполагает их полноту и объективность, соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на дату выдачи справки.

Поскольку сроки взыскания налогов, пеней и штрафов ограничены Налоговым кодексом Российской Федерации, пропуск налоговым органом этих сроков означает фактическую невозможность взыскания соответствующих сумм с налогоплательщиков.

Материалами дела подтверждается, что справка от 27.04.2012 №25274 составлена Инспекцией на основании данных карточек «РСБ».

Доказательств наличия у предприятия неисполненной обязанности по уплате указанных в справке от 27.04.2012 №25274  налогов, пеней, штрафов налоговым органом не представлено.

Как следует из материалов дела, спорные суммы задолженности возникли до 2007 года, то есть срок давности для ее взыскания истек. Из положений статьей 46, 72, 75 НК РФ следует, что после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате недоимки и с этого момента они не подлежат начислению.

Принимая во внимание установленные налоговым законодательством сроки хранения и налогоплательщиками, и налоговыми органами документов, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги налогоплательщиками и осуществляется учет расчетов налогоплательщиков с бюджетной системой по обязательным платежам, у Инспекции отсутствует возможность принудительного взыскания недоимок, пеней и штрафа, а при ее утрате - неправомерность отражения налоговым органом в справке сведений о задолженности без информации о невозможности ее взыскания в принудительном порядке.

Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 № 4381/09, налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию, то есть указывать не только сведения о числящейся в лицевых счетах налогоплательщика задолженности, но и сообщение об утрате налоговым органом возможности взыскания ее в полном объеме или в части.

При этом включение в справку от 27.04.2012 № 25274 недостоверных сведений нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет ни налоговому органу, ни налогоплательщику получить объективную и полную информацию об исполнении обязанности по налогам и сборам, а также информирует других заинтересованных лиц (контрагентов заявителя, государственные органы) о наличии указанной задолженности.

При таких обстоятельствах, действия инспекции, выразившиеся во включении в справку недостоверных сведений о наличии у заявителя задолженности в оспариваемом размере, следует признать незаконными.

Инспекция, возражая против удовлетворения заявленных требований,  сослалась на статью 59 НК РФ, которой не предусмотрена возможность признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по налогам и сумм пеней, числящихся за налогоплательщиками, принудительное взыскание которых оказалось невозможным ввиду пропуска налоговым органом в совокупности установленных статьями 46, 47, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков. В связи с чем налоговая инспекция указала, что не имеется правовых оснований для исключения из лицевых счетов этих сумм после истечения сроков принудительного взыскания недоимок.

Данный довод инспекции не может быть принят судом апелляционной  инстанции, поскольку он не относится к обстоятельствам данного дела, в котором рассматривается не безнадежная ко взысканию задолженность, то есть реально подтвержденная задолженность, срок взыскания которой пропущен, а задолженность, фактическое наличие которой не доказано налоговой инспекцией и опровергнуто в судебном порядке. Отражение в лицевом счете, являющемся формой внутреннего учета налоговой инспекции, какой-либо суммы задолженности не равнозначно ее фактическому

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 по делу n А56-15638/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также