Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А26-4929/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 ноября 2012 года

Дело №А26-4929/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     29 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семиглазова В.А.,  судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания Федуловой М.К.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

от 3-го лица: 1) Никулин С.А. – доверенность от 29.08.2012, 2)не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-17769/2012)  Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 06.07.2012 по делу № А26-4929/2012 (судья Н.А. Кришталь), принятое

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия

к Судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республики Карелия Поликарпов В.И.

3-е лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, ООО "Бонус-Лес"

о признании недействительным постановления от 12.05.2012 №47003/12/13/10 об отказе в возбуждении исполнительного производства

"Бонус-Лес"

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее - заявитель, Управление Пенсионного фонда в г. Петрозаводске) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Поликарпову В.И. (далее - ответчик, судебный пристав-исполнитель) о признании недействительным постановления от 12.05.2012 № 47003/12/13/10 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании постановления Управления Пенсионного фонда в г. Петрозаводске от 05.05.2012 № 4577 и обязании принять указанное постановление к исполнению.

Решением суда от06.07.2012 заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление УФССП  просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что суд неправомерно отнес постановление Пенсионного фонда к исполнительным документам, так как данный вывод противоречит положениям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и  Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В судебное заседание заявитель, судебный пристав-исполнитель и ООО "Бонус-Лес" не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Управление УФССП поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  05 мая 2012 года Управление Пенсионного фонда в г. Петрозаводске, установив отсутствие информации о счетах плательщика - ООО «Фирма «Бонус-Лес», в порядке статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) вынесло постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов -  организации (индивидуального предпринимателя) №4577.

10 мая 2012 года Управлением Пенсионного фонда в г. Петрозаводске в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам подано заявление о возбуждении исполнительного производства на основании указанного постановления. К заявлению приложены вышеназванное постановление Управления Пенсионного фонда в г. Петрозаводске и справка от 05.05.2012 №13-11-1 об отсутствии информации о счетах плательщика (л.д. 25).

Постановлением от 12.05.2012 №47003/12/13/10 судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Поликарпов В.И. отказал в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в связи с несоответствием представленного исполнительного документа положениям пункта 5 части 1 статьи 12 данного закона.  Постановление получено заявителем 17.05.2012.

Управление Пенсионного фонда, полагая отказ судебного пристава- исполнителя незаконным обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 12.05.2012 №47003/12/13/10.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Управления Пенсионного фонда, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным федеральным законом.

Как следует из оспариваемого постановления, отказ в возбуждении исполнительного производства обоснован ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, так как судебный пристав-исполнитель пришел к выводу о том, что представленный документ не является исполнительным, поскольку в нарушение пункта 5 части 1 статьи 12 данного закона к нему не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств.

В силу пункта 4 статьи 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства в случае, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 данного закона.

Согласно статье 1 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Статьей 19 Закона № 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, согласно которому взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств.

При этом частью 14 данной статьи предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 указанного закона.

На основании части 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (часть 7 статьи 20 Закона №212-ФЗ).

В силу части 11 статьи 20 Закона №212-ФЗ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, взимаемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом,  решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, принимаемое руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое является исполнительным документом и подлежит направлению судебному приставу-исполнителю в следующих случаях:

  - при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов;

- при отсутствии у органа контроля информации о счетах плательщика страховых взносов.

Статья 12 Закона об исполнительном производстве устанавливает перечень исполнительных документов, предъявляемых судебному приставу-исполнителю на исполнение. В частности, пунктом 5 части 1 указанной статьи предусмотрено, что исполнительными документами являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Вместе с тем, Федеральный закон «Об исполнительном производстве», принятый и вступивший в силу ранее, чем Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», не указывает определенную форму исполнительного документа, подлежащего направлению в службу судебных приставов в случае, когда у органа, осуществляющего контрольные функции, отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов.

При этом согласно пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве в качестве исполнительных документов, направляемых (предъявляемых) судебному приставу-исполнителю, признаются акты других органов, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Системный анализ пунктов 5 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», части 14 статьи 19 и части 2 статьи 20 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», с учетом того обстоятельства, что Закон №212-ФЗ является специальным по отношению к Закону об исполнительном производстве в части особенностей порядка исполнения постановления органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика, позволяет квалифицировать решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, вынесенное на основании части 2 статьи 20 Закона №212-ФЗ, в качестве исполнительного документа применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении Постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов (приложение к письму Пенсионного фонда РФ от 01.02.2011 № КА-30-24/850) при направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.

Из материалов дела следует и судебным приставом-исполнителем не оспаривается факт направления заявления о возбуждении исполнительного производства с приложением  справки об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленной на основании полученной из регистрирующего органа в электронном виде информации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, в постановлении начальника Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Киндта А.И. от 05.06.2012 об отмене постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства указывается, что в ходе повторного изучения исполнительного документа установлено, что у  ООО  «Фирма «Бонус-Лес» отсутствуют счета в банках и иных кредитных организациях.

При данных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Управление Пенсионного фонда, предъявляя в службу судебных приставов постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - ООО  «Фирма «Бонус-Лес» выполнило все предусмотренные законом условия, в связи с чем отказ в возбуждении исполнительного производства является незаконным.

   Доводы Управления о том, что заявителем не представлена информация о принятии мер по установлению счетов должника, подлежат отклонению судом как необоснованные.

Статьей 20 Закона №212-ФЗ не установлена обязанность контролирующего органа прилагать к исполнительному документу какие-либо доказательства, подтверждающие информацию об отсутствии у должника счетов в банках; а также обязанность предпринимать меры по установлению счетов должника.

Таким образом, установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что судебный пристав-исполнитель неправомерно отказал Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске в возбуждении исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве по тем основаниям, что постановление от 05.05.2012 №4577 не является исполнительным документом.

Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняется судом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 06.07.2012 по делу №  А26-4929/2012  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

В.А. Семиглазов

 

Судьи

О.В. Горбачева

 

 Л.П. Загараева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А21-6431/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также