Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2012 по делу n А42-8934/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 октября 2012 года

Дело №А42-8934/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     16 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лариной Т.С.

судей  Герасимовой М.М., Масенковой И.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Алтуниной Е.А.

при участии: 

от истца: Журавлева В.Е. представитель по доверенности от 19.04.2012 №Ю/14/04/12, паспорт;

от ответчика: ОАО «Славянка»: Кузнецова А.В. представитель по доверенности от 01.01.2012 №320, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-15122/2012)  Военного комиссариата Мурманской области

на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 14.06.2012 по делу № А42-8934/2011(судья  Ярец Н.Н.), принятое

по иску Военного комиссариата Мурманской области

к ГОУП "Оленогорскводоканал", ОАО "Славянка", Филиал "Мурманский"  ОАО "Славянка"

3-е лица: Министерство обороны Российской Федерации, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, Администрация г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области

о признании договора недействительным

установил:

Военный комиссариат Мурманской области (ОГРН 1025100853161; место нахождения: г.Мурманск, ул.Буркова, д.4; далее – истец, Военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Государственному областному унитарному предприятию «Оленегорскводоканал» (ОГРН 1025100677095; адрес регистрации: Мурманская область, г. Оленегорск, а/я 547; далее – ответчик, ГОУП  «Оленегорскводоканал») и  Открытому акционерному обществу  «Славянка» (ОГРН 1097746264219; место нахождения: г.Москва, пл. Суворовская, д. 2 стр. 3; г.Мурманск, ул. Домостроительная, д.16/1; далее – ответчик, ОАО «Славянка») о признании договора № 49 на отпуск воды и прием сточных вод от 01.07.2011 ничтожным.

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно  предмета  спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г.Москва, ул.Знаменка, 19); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (ОГРН 1105190003049; 183038, г.Мурманск, ул. Пушкинская, д.12), Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (ОГРН 1025100677040;   г. Оленегорск,   ул. Строительная, 52).

Решением суда от 14.06.2012 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе, дополненной в судебном заседании, истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.

По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что спорный договор не соответствует  пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167). Заключение оспариваемого договора было обусловлено  распоряжением  Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1074-р при условии передачи Минобороны России на праве безвозмездного пользования на срок действия государственного контракта  №  1-ВКХ    от 14.07.2011 ОАО  «Славянке» объектов водоснабжения и канализации, соответствующих сетей и  иного имущества Минобороны России. У Военного комиссариата отсутствует вещное право на объект водопотребления по адресу: г.Оленегорск, Мурманской области, ул. Горького, д.4. В этой связи данный объект водопотребления не мог быть передан Минобороны РФ в безвозмездное пользование ОАО «Славянка».

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Славянка» выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, указав на то, что на основании государственного контракта № 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской  Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, заключенного с Миноброны России во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 645-р, ОАО «Славянка заключило договор с ГОУП «Оленегорскводоканал».

Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В судебном заседании представители истца и ОАО «Славянка» поддержали вышеизложенные позиции, представители других лиц, извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании пункта 3 Положения о Военном комиссариате Мурманской области учредителем Военного комиссариата является Минобороны России.

Военный комиссариат имеет в своем составе  муниципальный Военного комиссариата Мурманской области Мурманской области по Оленегорску и Ловозерскому району ( пункт 11 Положения о Военном   комиссариате).

Решением Оленегорского городского совета от 29.09.2005 № 01-16рс утвержден перечень объектов, занимаемых государственным учреждением – военным комиссариатом города Оленегорска Мурманской области, передаваемых в собственность Российской Федерации, том числе: в нежилое здание общей площадью 596,9 кв.м, расположенное по адресу: г.Оленегорск Мурманской области, ул. Горького, д.4.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 645-р ОАО «Славянка» определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.

На основании указанного распоряжения между Министерством  обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ОАО «Славянка» (Исполнитель) 14.07.2011 заключен государственный контракт № 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.

На основании пунктов 1.10., 2.1., 2.3., 3.1.1. государственного контракта № 1-ВКХ Исполнитель обязался в обусловленный контрактом срок оказать услуги водоснабжения и услуги водоотведения Потребителю (воинские части, учреждения и организации, подведомственные Минобороны России, являющиеся получателями услуг) в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом и нормативными правовыми  актами Российской Федерации. Государственный заказчик  обязался принять и оплатить оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Оплата по контракту осуществляется с лицевого счета Государственного заказчика            на  расчетный счет Исполнителя в течение 20  дней с момента предоставления Исполнителем документов, указанных в пункте 6.10. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с лицевого счета Государственного заказчика (пункты 7.1., 7.2. государственного контракта № 1-ВКХ).

Государственный контракт вступил в силу с момента его подписания обеими сторонами  и действует по 31.12.2012. Действие контракта распространяется на правоотношения, возникшие  между сторонами с 01.07.2011 (пункты 12.1.,  12.2. государственного контракта № 1-ВКХ).

Федеральное государственное учреждение «Управление эксплуатации и квартирования Минобороны России» (ФГУ «УЭиР Минобороны России») в лице начальника Мончегорского отдела западного филиала ФГУ «УЭиР МО РФ» (Районный представитель Технического заказчика)     и     ОАО     «Славянка»     в     лице     Директора территориального филиала ОАО «Славянка», заключили техническое соглашение от 14.07.2011 № 28-53к государственному контракту от 14.07.2011 № 1-ВКХ в отношении точки поставки холодной воды в здание Военного комиссариата Мурманской области, расположенное, по адресу: Мурманская область, г. Оленегорск, ул.Горького, д.4 (Потребитель – Военный комиссариат Мурманской области).

Техническое соглашение определяет взаимоотношения  Районного представителя Технического заказчика и Районного представителя исполнителя по соблюдению     режимов     поставки (потребления) холодной воды и   услуг по водоотведению и очистке сточных вод; устанавливают технические требования к оборудованию по учету поставки (потребления) воды и сброшенных сточных вод, порядку ведения частичного или полного ограничения отпуска воды и приема сточных вод; определяет иные обязательства сторон, связанные с исполнением государственного контракта на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод    от 14.07.2011.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 645-р во исполнение государственного контракта № 1-ВКХ от 14.07.2011 ОАО «Славянка» заключило с ГОУП «Оленегорскводоканал» договор № 49 на отпуск воды, прием сточных вод, в соответствии с условиями которого ГОУП «Оленегорскводоканал» (Организация   ВКХ)   приняло обязательство по подаче ОАО «Славянка»   (Абонент) в точке разграничения хозяйственного ведения водопроводных сетей хозяйственно-питьевую воду и приему хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод Абонента, а ОАО «Славянка» обязалось оплачивать услуги Организации ВКХ по подаче питьевой воды и отводу сточных вод. Объем холодной воды определяется по прибору учета, установленному на водопроводном вводе в здание по ул. Горького, д. 4 в г. Оленегорске.

Согласно пункту 5.6 договора Договор заключен с 01.07.2011 по 31.12.2011 и считается продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от договора или о его пересмотре.

Полагая, что договор № 49 на отпуск воды прием сточных вод от 01.07.2011 не соответствует требованиям закона, Военный комиссариат обратился в Арбитражный суд Мурманской области с настоящим иском.

Суд первой инстанции решением от 14.06.2012 в удовлетворении иска отказал, правомерно руководствуясь следующим.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с положениями статьи  539 Гражданского кодекса Российской Федерации  по  договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно Правилам № 167 абонентом является юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и канализации, заключившее с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и прием сточных вод.

К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы права, правомерно указал на то, что действующее законодательство предусматривает возможность признания абонентом лицо, которому хотя и не принадлежат энергопринимающие устройства, однако на которое в силу закона либо договора возложена обязанность по заключению договора энергоснабжения.

Поскольку материалами дела установлено, что на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 645-р и заключенного на его основании с Минобороны России государственного контракта № 1-ВКХ от 14.07.2011 ОАО «Славянка» является единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций и обязано оказывать услуги водоснабжения и услуги водоотведения воинским частям, учреждениям и организациям, подведомственным Минобороны России, являющимся получателями услуг, в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 645-р и государственным контрактом № 1-ВКХ от 14.07.2011 на ОАО «Славянка» возложены обязанности абонента, являются правомерными.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно решением от 14.06.2012 отказал в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, как противоречащие материалам дела и нормам действующего законодательства. Поскольку спорный договор №49 заключен во исполнение действующего Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 645-р, не признанного в установленном порядке незаконным, следовательно, у суда отсутствовали основания для признания договора № 49 на отпуск воды и прием сточных от 01.07.2011 недействительным (ничтожным).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает решение законным и обоснованным.

Оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области  по делу №  А42-8934/2011  от 14.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Т.С. Ларина

 

Судьи

М.М. Герасимова

 

 И.В. Масенкова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2012 по делу n А56-33755/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также