Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу n А56-18958/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 октября 2012 года

Дело №А56-18958/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     18 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  18 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой О.В.

судей  Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Брюхановой И.Г.

при участии: 

от истца (заявителя): Сосновская А.А., доверенность от 28.02.2012 №12/8

от ответчика (должника): не явился, извещен.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-16181/2012)  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного судагорода Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2012 по делу № А56-18958/2012 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое

по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга

к Федеральному Государственному бюджетному учреждению науки физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской Академии Наук

о взыскании 2 863 048,90 руб.

 

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Федерального Государственного бюджетного учреждения науки физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской Академии Наук (далее - заинтересованное лицо, учреждение, страхователь)  финансовых санкций в размере 2 863 048 руб. 90 коп. за непредставление в установленные законом сроки расчета по начисленным  и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период 2011 года для перечисления в соответствующий бюджет.

Решением суда первой инстанции от  06.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы в данном случае отсутствует повторность привлечения к ответственности поскольку решение от 15.07.2011 № 088 002 11 РК 0028603 было отменено в связи с технической ошибкой, допущенной в акте проверки на основании которого было принято указанное решение. 29.08.2011 управлением принято Решение № 088 002 11 РК 0028723 принято в замен предыдущего.

В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК Российской Федерации не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы без его участия.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 15.07.2011 управлением принято решение № 088 002 11 РК 0028603 о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 863 048 руб. 90 коп.

Заявитель обжаловал данное решение в Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, который решением от 07.09.2011 № 07/440/2032 признал решение от 15.07.2011 № 088 002 11 РК 0028603 недействительным. Указание на направление решения на новое рассмотрение в нижестоящий орган в нем отсутствует.

Между тем, до рассмотрения жалобы вышестоящим органом, 04.08.2011 управлением вновь проведена камеральная проверка, результаты которой отражены в акте № 08800230030802.

29.08.2011 управлением принято решение № 088 002 11 РК 0028723 о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 863 048 руб. 90 коп.

В связи с тем, что требование от 13.09.2011 № 08800240460828 об уплате указанной суммы в добровольном порядке исполнено не было, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая Фонду в удовлетворении заявленного требования, указал на существенное нарушение заявителем установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) порядка производства по делу о налоговом правонарушении, выразившееся в проведении повторной камеральной проверки, что влечет за собой незаконность решения от 29.08.2011 N № 088 002 11 РК 0028723, а следовательно, и отсутствие основания для взыскания штрафа.

Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.

В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.

Частью 1 статьи 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Из материалов дела следует, что Управлением проведена камеральная проверка расчета начисленным и уплаченным страховым взносам за 01.01.2011 по 31.03.2011, представленного Учреждением 17.06.2011 в Фонд.

По итогам указанной проверки Управлением составлен акт от 29.06.2011 и вынесено решение от 15.07.2011 о привлечении Ответчика к ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

07.09.2011 в адрес Ответчика управление направило уведомление в соответствии с которым просит считать недействительным решение от 15.07.2011.

04.08.2011 управлением вновь составлен акт камеральной проверки № 08800230030802 в соответствии с которым Управлением проведена камеральная проверка расчета начисленным и уплаченным страховым взносам за 01.01.2011 по 31.03.2011, представленного Учреждением 17.06.2011 в Фонд.

На основании указанного акта Управлением принято решение от 29.08.2011 № 088 002 11 РК 0028723 о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Как предусмотрено статьей 34 Закона N 212-ФЗ, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения по утвержденной форме.

Следовательно, по результатам проверки Управление принимает одно из двух вышеуказанных решений.

Законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрена возможность повторного привлечения страхователя к ответственности за то же правонарушение.

В силу прямой основополагающей правовой нормы, изложенной в статье 50 Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Доводы Управления о том, что в данном случае отсутствует повторность проведения проверки, поскольку первоначальное решение отменено им самостоятельно, в связи с обнаружением технической ошибки, отклоняется апелляционным судом, поскольку  возможность самостоятельной отмены принятого решения без рассмотрения жалобы страхователя не предусмотрена Законом N 212-ФЗ.

Как правильно указал суд первой инстанции решение от 29.08.2011 № 088 002 11 РК 0028723 вынесено как самостоятельный правовой акт ненормативного характера, принято на основании отдельного акта камеральной проверки, имеет свой индивидуальный номер и дату, его форма соответствует форме 19-ПФР «Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов», что противоречит положениям Федерального закона № 212-ФЗ.

Нарушение Управлением установленного порядка привлечения страхователя к ответственности, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций.

В апелляционной жалобе Управление не приводит доводов и не ссылается на доказательства которые бы опровергали выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции  полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы  материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции  апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь ст. 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 06.07.2012 по делу № А56-18958/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

Л.П. Загараева

 В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу n А56-34145/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также