Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу n А21-4134/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 октября 2012 года

Дело №А21-4134/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     09 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сомовой Е.А.

судей  Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.

при участии: 

от истца: Роменко А.В. по доверенности от 16.01.2012

от ответчика: Рубинфайн А.А. по доверенности от 29.08.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-17260/2012)  межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Калининградской области на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 28.06.2012 по делу № А21-4134/2012 (судья Лузанова З.Б.), принятое

по иску ООО «Балткоммерцстрой»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Калининградской области

о признании незаконным решения

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Балткоммерцстрой» (ОГРН 1033902806167, адрес 236006, Калининградская область, Калининград, Больничная ул., д. 45; далее – ООО «Балткоммерцстрой», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области (адрес 236022, Калининград, ул. Мусоргского, д. 10А; далее – налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ № 1 по Калининградской области, ответчик) о признании недействительным решения от 17.04.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решением суда первой инстанции от 28.06.2012 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что представленные обществом для государственной регистрации документы содержали недостоверные сведения. Так, обществом не представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2011 года, не исчислен и не уплачен НДС в сумме 152 542 руб.; общество имеет задолженность и неисполненные обязательства перед ТСЖ «Премиум»; согласно акту выездной налоговой проверки обществом за период с 2008 по 2011 год не уплачено налогов на сумму 9 549 387 руб.

Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.09.2011 единственным участником ООО «Балткоммерцстрой» Агаевой Марьям Магомедовной было принято решение о добровольной ликвидации общества, о назначении ликвидационной комиссии, о порядке ликвидации общества.

27.09.2011 Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области были внесены в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица (государственный регистрационный номер записи 2113926388321); о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (государственный регистрационный номер записи 2113926388343).

05.10.2011 в № 39(346) части 1 «Вестника Государственной Регистрации» было опубликовано объявление (уведомление) о том, что единственным участником общества принято решение о ликвидации, требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: 236006, г. Калининград, ул. Больничная, д. 45.

06.12.2011 единственным участником общества принято решение об утверждении промежуточного баланса.

28.12.2011 инспекцией была внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества, за государственным регистрационным номером 2113926532410.

19.12.2011 единственным участником общества принято решение об утверждении ликвидационного баланса и о завершении процесса ликвидации.

27.12.2011 обществом в налоговый орган было представлено заявление о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя (участника).

11.01.2012 инспекцией было вынесено решение об отказе обществу в государственной регистрации, в связи с непредставлением обществом необходимых для государственной регистрации документов. Инспекция не признала представленный баланс ликвидационным, ввиду чего посчитала его непредставленным.

Не согласившись с данным решением, общество обжаловало его в арбитражном суде. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 11.04.2012 по делу № А21-592/2012 в удовлетворении заявленных обществом требований было отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу № А21-592/2012 решение суда первой инстанции от 11.04.2012 отменено, решение инспекции от 11.01.2012 признано недействительным.

09.04.2012 единственный учредитель ООО «Балткоммерцстрой» повторно утвердил ликвидационный баланс, в котором вновь указал отсутствие кредиторской задолженности, и 10.04.2012 обратился в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решением от 17.04.2012 инспекция отказала ООО «Балткоммерцстрой» в указанной регистрации, указав, что ликвидационный баланс общества не может быть признан ликвидационным, поскольку не представлена налоговая декларация за 4 квартал 2011 года, не исчислен и не уплачен налог.

Данное решение также было обжаловано обществом в судебном порядке.

Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда. Апелляционная инстанция полагает, что суд первой инстанции всесторонне и полно рассмотрел настоящий спор, дав надлежащую оценку всем доводам сторон и представленным доказательствам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закона №129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов РФ.

Порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 61-65 ГК РФ, согласно которым добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

В силу статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью четвертой статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Согласно положениям статьи 22 Закона № 129-ФЗ указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее, чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица.

В силу положений статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами.

Обществом были представлены в инспекцию все предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ документы, в том числе ликвидационный баланс.

Из представленного обществом в регистрирующий орган ликвидационного баланса усматривается, что на момент его составления у общества не имелось кредиторской задолженности ни перед контрагентами, ни перед бюджетом.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу приведенной нормы права, оспариваемое решение инспекции может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым решением прав заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Требование достоверности содержащихся в ликвидационном балансе сведений в качестве основания для отказа в регистрации в Законе № 129-ФЗ не содержится.

Пакет документов для государственной регистрации был представлен обществом в надлежащей форме, в надлежащий регистрирующий орган.

Кредиторы общества, в случае выявления задолженности общества перед ними, имели возможность в установленный законом срок после опубликования обществом объявления о том, что единственным участником общества принято решение о ликвидации, предъявить свои требования в течение 2 месяцев с момента публикации. Кредиторы общества не были ограничены в праве заявить свои требования ликвидационной комиссии общества.

С момента представления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и до представления документов, предусмотренных статьей 21 Закона № 129-ФЗ, налоговый орган в силу Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утв. Приказом ФНС России от 25.04.2006 № САЭ-3-09/257@, был обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.

Материалами дела подтверждается, что на момент утверждения ликвидационного баланса задолженности перед бюджетом у ООО «Балткоммерцстрой» не имелось (справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по состоянию на 04.04.2012  и на 10.04.2012 – т. 1, л.д. 51-52).

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что обществом был соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный действующим законодательством, и оснований для отказа в государственной регистрации у налогового органа имелось.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения регистрирующего органа, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на регистрирующий орган.

Доводы инспекции в обоснование законности принятого решения были оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены.

В материалы дела инспекцией не представлено доказательств того, что налоговые органы и ТСЖ «Премиум», как кредиторы общества, предъявляли требования в установленный законом срок.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что сведений о требованиях, кредиторами не предъявленных, промежуточный ликвидационный баланс содержать не должен.

В связи с этим отсутствуют основания полагать сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе общества, недостоверными.

Ссылки подателя апелляционной жалобы на акт выездной налоговой проверки от 03.05.2012 (т. 2, л.д. 20) несостоятельны, поскольку он составлен не только после утверждения ликвидационного баланса, но и после принятия оспариваемого решения, в силу чего указанный акт не мог являться основанием для отказа в государственной регистрации.

В связи с вышеизложенным, апелляционный суд признает обжалуемое решение суда соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Калининградской области  от 28.06.2012 по делу №  А21-4134/2012  оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

И.А. Дмитриева

 М.Л. Згурская

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу n А56-12903/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также