Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2012 по делу n А26-7818/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 октября 2012 года

Дело №А26-7818/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     26 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбик В.М.

судей  Жиляевой Е.В., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: Сизоненко М.Г.

при участии: 

от истца: индивидуального предпринимателя Лобко Олег Игоревич, представителя Исаева М.В. (доверенность от 26.09.2012),

от ответчика: не явился, извещен,

от 3-го лица: не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-14171/2012)  индивидуального предпринимателя Лобко Олега Игоревича на решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 23.03.2012 по делу № А26-7818/2011 (судья Цыба И.С.), принятое

по заявлению индивидуального предпринимателя Лобко Олега Игоревича

к Администрации Лахденпохского муниципального района

3-е лицо: Муниципальное учреждение "Комитет по земельным и имущественным отношениям"

о признании незаконным решения от 22.06.2011 № 2791 и решения от 08.08.2011 №3473

установил:

Индивидуальный предприниматель Лобко Олег Игоревич, ОГРНИП 311103536000043 (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к администрации Лахденпохского муниципального района (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным решения от 22.06.2011 № 2791 и решения от 08.08.2011 № 3473.

К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное учреждение "Комитет по земельным и имущественным отношениям".

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.2012 в удовлетворении требований отказано, предпринимателю возвращено 3600 руб. государственной пошлины.

В апелляционной жалобе, поданной на решение суда, предприниматель просил отменить решение в полном объеме и принять по делу новый акт. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что интересы предпринимателя не нарушены оспариваемыми решениями, неверен.  Предприниматель полагает, что  содержащиеся в Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" положения о порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения уточнены специальными нормами Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", что нашло подтверждение в пункте 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу  без удовлетворения, полагая выводы суда первой инстанции соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

 Администрация заявила о рассмотрении дела в отсутствие её представителя. Муниципальное учреждение "Комитет по земельным и имущественным отношениям", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 разъяснениями дело рассмотрено в  отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

При рассмотрении дела суд первой инстанции установил следующие обстоятельства. В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Лобко Олег Игоревич зарегистрирован за основным государственным регистрационным номером 306100727800021, о чем выдано свидетельство от 05.10.2006 серия 10 номер 001063467 (л.д. 78 – 86 т.1).

Предприниматель 06.02.2009 обратился в администрацию с заявлениями о представлении права аренды земельных участков: площадью 69 000 кв.м (расположен в кадастровом квартале 10:10:03 01 04:003), площадью 13 000 кв.м (расположен в кадастровом квартале 10:10:03 01 04:005), площадью 125 000 кв.м (расположен в кадастровом квартале 10:10:03 01 04:002) сроком на 49 лет для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (л.д. 32-34 т.1).

В письме от 24.05.2009 №2474 администрация разъяснила предпринимателю, что для выделения земельных участков необходимо представить пакет документов, установленный статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также обосновать размер испрашиваемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), соглашение о создании фермерского хозяйства (л.д.10 т.1). Письмом от 18.09.2009 № 4216 администрация сообщила о принятом решении о предварительном согласовании испрашиваемых земельных участков общей площадью 221 000 кв.м в кадастровых кварталах 10:10:03 01 04:002 - 10:10:03 01 04:005, дополнительно сообщила о том, что договоры аренды земельных участков подлежат заключению после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 11 т.1).

Предприниматель направил в администрацию письмо от 15.09.2009, в котором сообщил, что предполагаемыми видами использования испрашиваемых земельных участков будут являться овощеводство, животноводство, иные виды, связанные с сельскохозяйственным производством, а также указал, что является единственным членом крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому согласие его членов не требуется (л.д.13 т.1).

Письмо с просьбой опубликовать сведения о выделении земельного участка на территории Лахденпохского района направлено администрацией в адрес государственного учреждения Республики Карелия «Издательский дом «Карелия» 21.09.2009, исх. №4218 (л.д.61 т.1). Указанные сведения были опубликованы в официальном печатном издании - газета «Карелия» от 01.10.2009 №109 (1977) (л.д. 93 т.1). Администрация в ответ на заявление предпринимателя от 11.05.2010 №950 об утверждении схем расположения земельных участков общей площадью                         214 857 кв.м в кадастровом квартале 10:10:03 01 04 направила в его адрес письмо от 15.06.2010 №3819, в котором заметила, что основными видами деятельности предпринимателя являются овощеводство, животноводство и иные виды, связанные с сельскохозяйственным производством. Однако испрашиваемый земельный участок находится на о. Ораитсари, в прибрежной полосе Ладожского озера,  в силу чего не представляется возможным предоставить испрашиваемые земельные участки ввиду того, что статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, внесение удобрений (л.д. 27 т.1).

Также в адрес администрации 25.04.2011 поступили заявления от граждан                   Алипова А.Ю., Каковка И.В. Нарышкина П.Ю., Борисенковой М.В. о предоставлении с предварительным согласованием места расположения земельных участков на о. Ораитсари для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства (л.д. 110 – 119 т.1). Администрация опубликовала в газете «Призыв» от 11-17.05.2011 №18 сообщение о приеме заявлений о предоставлении права аренды земельных участков (л.д. 108-109 т.1).

С учетом поступивших на публикацию возражений администрация письмами от 09.09.2011 исх.№3961, №3962, №3959, №3960 уведомила граждан Алипова А.Ю., Каковку И.В., Нарышкина П.Ю., Борисенкову М.В. о том, что предоставление испрашиваемых земельных участков будет осуществляться на аукционе, по завершении формирования испрашиваемых земельных участков администрация разместит информацию в районной газете «Призыв» о дате и времени проведения аукциона по продаже земельных участков либо по продаже права аренды земельных участков (л.д. 111 – 120 т.1).

Предприниматель Лобко О.И. направил 20.05.2011 в адрес администрации заявление (вход. от 23.05.2011 №780) об утверждении схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале 10:10:03 01 04 в Лахденпохском районе, о.Ораитсари, площадью 12 595 кв.м, 14 000 кв.м, 68 546 кв.м, 119 716 кв.м для ведения крестьянского хозяйства и дополнительно сообщил, что основным видом деятельности крестьянского хозяйства является разведение пчел, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27.04.2010. Распашка земель, внесение удобрений и иные виды деятельности, запрещенные статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах прибрежных защитных полос и водоохранных зон осуществляться не будут (л.д. 12 т.1).

Администрация в ответ на заявление предпринимателя направила письмо от 22.06.2011 №2791) об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале 10:10:03 10 04 в Лахденпохском районе, о. Ораитсари в связи с нарушением процедуры формирования земельных участков и дополнительно сообщила, что позиция администрации на заявления предпринимателя от 26.02.2009 №284-286  выражена в письме администрации от 24.05.2009 №2474 (л.д. 8 т.1).

Кроме того, администрация направила предпринимателю письмо от 08.08.2011 №3473, в котором сообщила об отмене решения о предварительном согласовании места размещения земельного участка для ведения крестьянского хозяйства в Лахденпохском районе, п. Лумиваара, о. Ораитсари от 18.09.2009 №4216, принятого в нарушение норм действующего земельного законодательства (л.д. 28 т.1).

Полагая, что решения администрации от 22.06.2011 №2791 и от 08.08.2011 №3473 не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными. Суд первой инстанции отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормами гражданского и земельного законодательства. Судом принято во внимание, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту во взаимосвязи с нарушением названными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на которую указал суд первой инстанции в решении, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.

Поскольку спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, суд при рассмотрении дела обоснованно руководствовался положениями пунктов 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющих, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ). Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», исследовав  представленные в дело выписки о внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведениях, суд первой инстанции правомерно указал в решении, что доказательства, подтверждающие проведение в установленном законом порядке государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, а также создания и деятельности такого хозяйства на момент обращения предпринимателя в администрацию с заявлением  о предоставлении в аренду земельных участков и об утверждении схемы расположения земельных участков, в дело не представлены.

Вывод суда первой инстанции о том, что решение администрации от 18.09.2009  №4216 о предварительном согласовании места размещения земельных участков принято с нарушением действующего земельного законодательства (в частности без соблюдения порядка, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации), соответствует фактическим обстоятельствам. Из этого следует, что у администрации отсутствовали основания для удовлетворения заявления предпринимателя об утверждении схемы расположения земельных участков, в связи с чем администрация правомерно отменила указанное выше решение своим решением от 08.08.2011 № 3473.

     В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. Письмом от 27.05.2009  №2474 администрация разъяснила предпринимателю, какой пакет документов должен быть представлен гражданами, заинтересованными в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с этой нормой права. Вместе с тем, как отметил суд первой инстанции в решении, указанный пакет документов от предпринимателя в адрес администрации не поступил.

 С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству. Установленным на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, повторно приведенные в апелляционной жалобе, были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, несовпадение выводов суда  с мнением заявителя об обстоятельствах дела не может повлечь отмену законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия  от 23 марта 2012 года по делу № А26-7818/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Горбик

Судьи

 

Е.В. Жиляева

 

О.Р. Старовойтова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2012 по делу n А56-11654/2010. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также