Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу n А26-5147/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 октября 2012 года

Дело №А26-5147/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Сериковой И.А.

судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания: Суюнчалиевой С.Ю.

при участии:

от заявителя: Пеккоевой Н.В. по доверенности от 01.10.2012г. №154,

от заинтересованного лица: не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17745/2012) ЗАО «Карелиянефтепродукт» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.07.2012г. по делу № А26-5147/2012 (судья Подкопаев А.В.), принятое

по заявлению ЗАО «Карелиянефтепродукт»

заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия

о признании незаконным отказа в предоставлении с собственность земельного участка

 

установил:

Закрытое акционерное общество «Карелиянефтепродукт» (местонахождение: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Володарского д.6, ОГРН 1021000509650 далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (далее - ответчик, управление) с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:14:0060201:5, расположенного по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, юго-восточная часть кадастрового квартала 10:14:06 02 01, и обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность Обществу указанный земельный участок по цене, определенной в установленном порядке, в размере 2,5% кадастровой стоимости данного земельного участка.

Решением суда от 11.07.2012г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЗАО «Карелиянефтепродукт» обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. По мнению Общества, материалами дела подтверждается необходимость предоставления в собственность всего земельного участка. Также Общество полагает ошибочной ссылку суда на то, что Обществом не представлены доказательства принадлежности ему на праве собственности иных объектов недвижимости, находящихся на испрашиваемом участке. Кроме того, заявитель считает ошибочным вывод суда об отсутствии у Управления полномочий для принятии решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росимущества в Республике Карелия, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.

Как установлено, ЗАО «Карелиянефтепродукт» является собственником объектов недвижимости: здания АЗС №2 площадью 62кв.м. и здания склада площадью 49,2кв.м., расположенных на земельном участке площадью 20153,28кв.м., с кадастровым номером 10:14:06 02 01:0005, находящемся по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, д. Верховье. Указанный земельный участок является федеральной собственностью, категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, и используется для размещения автозаправочной станции.

24.11.2010г. Общество обратилось в Управление Росимущества по Республике Карелия с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, с приложением копий соответствующих документов.

Письмом № 03/872 от 21.02.2012г. Управление уведомило Общество о невозможности предоставления земельного участка в собственность, ввиду того, что в силу п.1 ст. 90 и ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте и не может быть отчужден из государственной собственности.

Полагая, что отказ Управления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с Положением «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. №432 (в редакции, действующей в спорный период, от 30.04.2009г.) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).

Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

Полномочия Управления Росимущества определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009г. №63.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, Управление Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам

Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008г. №374, согласно которым территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

С учетом системного толкования пункта 4 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и пунктов 4.1 и 4.6 Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, вывод суда первой инстанции о том, что Управление не обладало полномочиями по передаче земельного участка в собственность Общества является ошибочным, поскольку именно Управление Росимущества наделено правом по принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.

Между тем, указанный вывод суда не привел к принятию неправильного судебного акта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 1 и абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к ограниченным в обороте землям, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Кодекса).

В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел.

Как следует из материалов дела, на испрашиваемом Обществом земельном участке расположена автозаправочная станция, то есть объект дорожного сервиса, предназначенный для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Принадлежащие ЗАО «Карелиянефтепродукт» объекты недвижимости (здание АЗС и здание склада) являются объектами дорожного сервиса. Таким образом, испрашиваемый земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта. Однако, земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте на основании п.п. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании абз.2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

По смыслу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных участков для обеспечения дорожной деятельности.

С учетом вышеизложенных выводов отказ Управления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:14:0060201:5 в собственность заявителя соответствует закону, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

Поскольку судом не допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 11.07.2012г. по делу №  А26-5147/2012  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

И.А. Серикова

Судьи

 

В.И. Желтянников

 

 Е.В. Жиляева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу n А56-47591/2009. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также