Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по делу n А56-10587/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 октября 2012 года

Дело №А56-10587/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     01 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Несмияна С.И.,

судей  Поповой Н.М., Шестаковой М.А..,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тутаевым В.В., при участии:

от истца: Столяровой И.Н., протокол от 21.04.2012, Метелевой Е.В., доверенность от 03.04.2012;

от ответчика: Вышкварцевой Ю.Д., доверенность от 05.12.2011, гл. бухг. Шаховой Н.Б., приказ от 16.05.20116;

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14683/2012) жилищно-строительного кооператива № 1048 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июня 2012 года по делу № А56-10587/2012 (судья Ульянова М.Н.), принятое

по иску жилищно-строительного кооператива № 1048

к жилищно-строительному кооперативу № 1049

третье лицо: Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» 

о взыскании 381 425 рублей 51 копейки

установил:

 

жилищно-строительный кооператив № 1048 (далее – ЖСК № 1048) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с жилищно-строительного кооператива № 1049 (далее – ЖСК № 1049) 332 785 рублей 21 копеек неосновательного обогащения, образовавшегося вследствие неполной оплаты поданной за период с 01.02.2009 по 01.02.2012 без договора тепловой энергии, 48 640 рублей 30 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с  05.03.2009 по 01.02.2012, а также 30 000 рублей судебных расходов на  оплату услуг представителя.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее - ГУП "ТЭК СПб").

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июня 2012 года в иске отказано, присуждены к взысканию с ЖСК № 1048 в пользу ЖСК № 1049 судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 рублей.

В апелляционной жалобе ЖСК № 1048 просит решение от 25.06.2012 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в связи с не правильным применением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 № 307 в части методики определения размера потребленного коммунального ресурса.

ЖСК № 1049 возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на определение размера потребленного коммунального ресурса как суммы показаний индивидуальных приборов учета (в квартирах, где они установлены) и начислений по установленному нормативу для граждан (в квартирах, где отсутствуют приборы учета). Ответчик также ссылается на недоказанность фактического понесения истцом расходов по оплате и некорректное распределение объема потребления теплоэнергии поровну при том, что в части многоквартирного дома, обслуживаемой ЖСК № 1048, расположена парикмахерская.

ГУП «ТЭК СПб» о рассмотрении апелляционной жалобы извещено, отзыв не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июня 2012 года проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, в многоквартирном жилом доме по адресу: 194356, г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов, дом 5, создано два жилищно-строительных кооператива: ЖСК № 1048 и ЖСК № 1049, каждый из которых заявляет об управлении одной из двух равных по площади частью жилых и нежилых помещений.

Теплоснабжение всего многоквартирного дома осуществляется на основании договора теплоснабжения в горячей воде от 01.08.2006 № 4820.036.1 между ЖСК № 1048 (исполнитель) и ГУП «ТЭК СПб» (теплоснабжающая организация). ЖСК № 1049 договор на снабжение тепловой энергией ни с кем не заключало, однако ведет учет показаний индивидуальных приборов учета и расчет потребления по нормативам, производит прием платежей от собственников помещений за потребленную теплоэнергию и без договора перечисляет полученные суммы на расчетный счет ЖСК № 1049.

В многоквартирном жилом доме имеется общедомовой коммерческий узел учета тепловой энергии, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию узла учета от 20.12.2006. Оплату принятой теплоэнергии за весь многоквартирный дом в пользу ГУП «ТЭК СПб» производит ЖСК № 1048 на основании показаний общедомого узла учета.

На границе балансовой принадлежности между ЖСК № 1048 и ЖСК № 1049 приборы учета не установлены. Некоторое время между  ЖСК № 1048 и ЖСК № 1049 действовало соглашение о распределении и оплате теплоэнергии в соответствии с данными общедомового узла учета в равных долях. В спорный период соглашение не действовало.

Суд первой инстанции, признав обоснованным расчет стоимости потребленной тепловой энергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета, указал в решении, что на основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 26.05.2006 № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:

     а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам;

     б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

На основании указанных ном права суд первой инстанции отказал в иске.

Суд апелляционной инстанции, оценив доводы сторон, проверив правильность применения норм материального права судом первой инстанции и применяя нормативные правовые акты в том смысле, какой им придается законодателем в настоящее время, не усматривает оснований  к отмене решения ввиду следующего. 

В соответствии с частями 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2)  управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3)      управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как следует из объяснений представителей сторон, собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов, дом 5, в нарушение ЖК РФ, избрали способ управления одновременно двумя юридическими лицами: ЖСК № 1048 и ЖСК № 1049. Поэтому можно предположить, что решение каждой половины собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам управления одинаково обязательно для другой половины собственников.

Согласно частям 2.2, 12 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом жилищным кооперативом указанный кооператив несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме и за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома. Жилищные кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления).

В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению договора с ресурсоснабжающей организацией  не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. ЖСК № 1049 договор теплоснабжения не заключил, к выполнению фактических действий по теплоснабжению не приступил и не имеет такой технической возможности, а поэтому нет оснований полагать, что из факта подачи теплоэнергии исполнителем ЖСК № 1048 в помещения потребителей - членов ЖСК № 1049 у последнего возникли какие-либо права или обязанности.

В ином правовом положении по отношению к исполнителю находятся потребители коммунального ресурса. В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Следовательно, собственники помещений той половины многоквартирного дома, обслуживание которой декларирует ЖСК № 1049, в силу конклюдентных действий имеют договоры теплоснабжения непосредственно с исполнителем - ЖСК № 1048.

Согласно части 9 статьи 162 ЖК РФ, управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива, осуществляется с учетом положений раздела V настоящего Кодекса. Как следует из объяснений представителей сторон, члены ЖСК полностью выплатили паевые взносы, в силу данного юридического факта к ним перешло право собственности и применяются общие правила управления многоквартирным домом.

Согласно части 6 статьи 153 ЖК РФ, не являющиеся членами жилищного кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создан жилищный кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с жилищным кооперативом. Как отмечалось выше, договоры теплоснабжения считаются заключенными собственниками с ЖСК № 1048 в силу фактического потребления теплоэнергии.

Согласно части 6.2 статьи 162  ЖК РФ жилищный кооператив, который получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми таким жилищным кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. ЖСК № 1049 с исполнителем (ЖСК № 1048) договора не имеет, поэтому отсутствует законное основание к производству таких платежей без поручения непосредственно потребителей. Наличие такого поручения от потребителей у ЖСК № 1049 также не доказано.

В действующих нормативных актах управляющая организация названа в качестве исполнителя, т.е. субъекта, который сам представляет коммунальные услуги, производит или приобретает коммунальные ресурсы и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю представляются коммунальные услуги (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307).

Согласно статье 162 ЖК РФ со стороны заказчика (потребителя) стороной договора выступает лицо, по заданию которого действует управляющая организация. Эта сторона не поименована единым термином, а перечислены субъекты: собственники, органы управления ТСЖ, органы управления жилищного кооператива, органы управления иного специализированного потребительского кооператива. Перечисленные субъекты сторонами договора (а при наличии сособственников – одной стороной) являться не могут. Собственники в силу множественности не являются одним субъектом с точки зрения гражданского права, органы управления ЖСК действуют от имени ЖСК, для которого они приобретают гражданские права и обязанности (ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).  Договор управления заключается в виде одного документа, но заключается с каждым из собственников, каждый из них выступает в качестве контрагента управляющей организации. Указанные пробелы и коллизии нормативных актов, тем не менее, не препятствуют выделению основной фигуры в правоотношении по снабжению коммунальным ресурсом – потребителя, с которым и должны разрешаться все вопросы, связанные с оплатой. Истец такое надлежащее лицо определил не правильно и ошибочно квалифицировал правоотношение по теплоснабжению как бездоговорное.

При таких обстоятельствах и абстрагируясь от спорных позиций, выраженных судом первой инстанции (в том числе о неоплате истцом ГУП «ТЭК СПб» принятой теплоэнергии), вывод суда первой инстанции об отказе в иске следует признать правильным.

Нарушений  норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения в любом случае, судом апелляционной инстанции также не выявлено.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июня 2012 года по делу № А56-10587/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

                 С.И. Несмиян

 

Судьи

                Н.М. Попова

 

                      М.А. Шестакова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по делу n А42-3051/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также