Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу n А26-10367/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 сентября 2012 года

Дело №А26-10367/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     25 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Старовойтовой О.Р.

судей  Горбик В.М., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:   помощником  судьи   Куклиной  Ю.И.

при участии: 

от истца:  Бочинский  О.А.  доверенность  от  16.07.2012г.,  паспорт

от ответчика:  Цуревская  Н.Н.   доверенность  от  08.10.2011г. №  176  (л.д.   51),  паспорт

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-16457/2012) Закрытого акционерного  общества "Шуялес" на решение   Арбитражного суда  Республики Карелия от   17.01.2012г. по делу № А26-10367/2011 (судья Шалапаева   И.В.), принятое

по иску  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия

к Закрытому акционерному обществу "Шуялес"

о  понуждении  к  ликвидации  несанкционированной  свалки

установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, ОГРН: 1071001000828, место   нахождения: 185035, Карелия Респ, Петрозаводск г, Андропова ул, 2/24  (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Закрытому акционерному обществу "Шуялес", ОГРН: 1021001150345,  место  нахождения: 186130, Карелия Респ, Пряжинский р-н, Чална п, Первомайская ул, 11, А (далее –  ЗАО «Шуялес», Общество) об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в квартале 56 выделе 15 Пряжинского участкового лесничества (Киндасовского участкового лесничества по лесоустройству).

Арбитражный  суд  Республики   Карелия  решением    от 17.01.2012г.  обязал  Закрытое акционерное общество «Шуялес» в месячный срок с даты вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в квартале 56 выделе 15 Пряжинского участкового лесничества (Киндасовского участкового лесничества по лесоустройству) площадью 0,035 га, расположенную на арендованном ЗАО «Шуялес» лесном участке в месте примыкания к грунтовой дороге, ведущей от д. Киндасово к р. Сяпся.

На  решение  суда  подана  апелляционная  жалоба,  в  которой ответчик  просит  решение  от  17.01.2012г. отменить.

По  мнению  подателя   апелляционной  жалобы, в материалах  дела  не имеется  надлежащих   доказательств   проведения  специальных  лесопатологических  обследований  и  результатов лесопатологического   мониторинга,  которые    могли  бы  обосновать  в  установленном   порядке  назначение  новых  видов  и  объемов санитарно-оздоровительных  мероприятий путем  внесения  изменений  в лесохозяйственный   регламент  лесничества  и,  после этого,  в  Проект  освоения  лесов.

Постановлением  Тринадцатого  арбитражного   апелляционного  суда  от 25.04.2012г.  решение   суда  от 17.01.2012г.  оставлено  без  изменения.

Постановлением  Федерального   арбитражного   суда  Северо-Западного   округа  от 15.08.2012г.  постановление  Тринадцатого   арбитражного   апелляционного   суда  от 25.04.2012г.   отменено,   дело  направлено  на    новое  рассмотрение  в   Тринадцатый  арбитражный  апелляционный  суд.

В  судебном  заседании  представитель   ответчика  поддержал  доводы  апелляционной   жалобы.

По  мнению  присутствовавшего  в  судебном   заседании   представителя  истца,  апелляционная  жалоба  не  подлежит  удовлетворению.

Законность  и  обоснованность  обжалуемого  решения  проверены  в  апелляционном  порядке.

Как следует  из  материалов  дела,  между  Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель)  и ЗАО «Шуялес» (арендатор)   заключен   договор  аренды  лесного  участка  от  26.12.2008г.  № 98-з,  в  соответствии   с  условиями   которого  в аренду последнему в целях заготовки древесины передан лесной участок площадью 157 577 га, расположенный в условном кадастровом квартале 10:21:00 00 00 Пряжинского кадастрового района на территории Койвусельгского (Колатсельского по лесоустройству), Нялмозерского, Пряжинского, Южно - Святозерского, Кашканского, Пряжинского (Киндасовского по лесоустройству), Святозерского, Ведлозерского и Койвусельгского участковых лесничеств.

Государственная регистрация сделки совершена 09.02.2009г.

В период действия договора сотрудником Пряжинского участкового лесничества совместно с государственным инспектором по охране леса на территории арендуемого ответчиком участка, а именно в квартале 56 выделе 15 Пряжинского участкового лесничества (Киндасовского по лесоустройству) (привязка на местности – на лесном участке, примыкаемом к грунтовой дороге, ведущей от д. Киндасово до р. Сяпся) обнаружена свалка бытовых отходов и мусора площадью 0,035 га,  о  чем   составлен  акт осмотра от 11.07.2011г.

Претензией  от  24.06.2011г. № 1159,  полученной   Обществом  29.06.2011г., Министерство   потребовало  от   арендатора  провести   мероприятия  по  ликвидации данной  свалки  в  срок  до 11.07.2011г.

Поскольку  при  повторном  осмотре  мест   несанкционированных   свалок   бытовых  отходов 28.11.2011г. было  установлено,  что   свалка  не  ликвидирована,   Министерство  обратилось  в  арбитражный   суд  с  настоящим  иском.

Суд  первой  инстанции   удовлетворил   исковые  требования Министерства,  признав  их  обоснованными.

Апелляционная   инстанция  считает,  что  обжалуемое  решение  не  подлежит  отмене  в  связи  со  следующим.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Частью 2 этой же статьи установлено, что указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Согласно пункту 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007г. № 414 (далее – Правила санитарной   безопасности  в  лесах) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Пунктом 4 этих же Правил   санитарной   безопасности   в  лесах установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

Согласно пунктам 5 и 6 Руководства по проведению санитарно- оздоровительных мероприятий, утвержденного  приказом Федерального  агентства   лесного  хозяйства  от  29.12.2007г. №  523 (далее  -  Руководство  по  проведению  санитарно-оздоровительных   мероприятий),   выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 Лесного   кодекса   Российской  Федерации и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно - оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства (статья 4 Правил санитарной безопасности в лесах).

Таким образом, суд первой  инстанции правильно указал на то, что частью 2 статьи 55 Лесного    кодекса  Российской  Федерации  и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.

Из материалов дела следует и судом  установлено, что в соответствии с пунктом 4.4.13 договора от 26.12.2008г. № 98-з аренды лесного участка арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду; принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.

Согласно   пункту  5.2 «Мероприятия   по  защите  лесов»  Проекта  освоения  лесов  для  заготовки  древесины   на  лесном  участке,  переданном  в  аренду,     для  поддержания   необходимого  санитарного  состояния   на  арендуемом  участке  предусматривается  осуществление  санитарно-оздоровительных   мероприятий,  в  том  числе  включающих  очистку  лесов  от   захламления,  загрязнения  и  иного  негативного  воздействия.

Между тем статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным   нормам).

Из анализа приведенных выше положений Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.   Содержащаяся  в   названных  нормах  оговорка о  том,  что  санитарно-оздоровительные   мероприятия  осуществляются  на  основании  Проекта  освоения  лесов,  не  изменяют  установленной  этими  нормами  обязанности,  а  лишь  указывают  на  необходимость  включения  санитарно-оздоровительных  мероприятий  в  Проект    освоения  лесов.  В  силу  императивности  перечисленных   норм,  проект  не  может  противоречить  им  и  ставить  обязанность   арендатора  по  проведению  санитарно-оздоровительных  мероприятий  под  условие  о  наличии  вины  арендатора   в  загрязнении  лесов.

Следовательно, судом первой  инстанции был  сделан правомерный вывод о том, что на Обществе лежит обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на арендуемой им территории, в рамках исполнения обязанностей по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Данный  вывод    подтверждается  судебно-арбитражной  практикой  (постановления   Федерального   арбитражного   суда   Северо-Западного   округа  от 25.07.2011г.  по  делу  № А26-7988/2010, от 22.08.2011г.  по  делу  № А26-7922/2010).

Необоснованным является довод апелляционной  жалобы о невозможности проведения ликвидации свалки без включения указанных работ в проект освоения лесов, поскольку, как указано выше, обязанность очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена законом.

С учетом  вышеизложенного  апелляционная  жалоба  не  подлежит  удовлетворению. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями  269,  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от  17  января  2012  года по делу №  А26-10367/2011  оставить  без  изменения,   апелляционную  жалобу  -  без  удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Старовойтова

 

Судьи

В.М. Горбик

 

 Е.В. Жиляева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу n А56-2499/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также