Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу n А26-2426/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 сентября 2012 года

Дело №А26-2426/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     20 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фокиной Е.А.

судей  Борисовой Г.В., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя: Стригиной О.П. по доверенности от 15.08.2012, Козодаева В.Н. по доверенности от 15.08.2012.

от ответчика:  не явился, извещен.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-15153/2012)  Администрации Петрозаводского городского округа на решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 08 июня 2012 года  по делу № А26-2426/2012 (судья Цыба И.С.), принятое

по заявлению  ООО  "ОРС-Мурманск"

к Администрации Петрозаводского городского округа

о признании незаконными действий

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ОРС-Мурманск» (183038, Мурманск, Привокзальная ул., 18, ОГРН 1045100180058, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными действий Администрации Петрозаводского городского округа (185910, Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, далее – Администрация) по выдаче обществу лицензии от 28.12.2011 № 265 на розничную продажу в поездах  № 17/18 Петрозаводск – Москва – Петрозаводск (два вагона - ресторана) и № 657/658 Петрозаводск – Санкт-Петербург – Петрозаводск (два вагона-ресторана) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 % объема готовой продукции. Также заявитель просил обязать Администрацию выдать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции без ограничений в указанных выше поездах.

 Решением от 08.06.2012 заявленные ООО «ОРС-Мурманск» требования удовлетворены в полном объеме.  Суд первой инстанции пришел к выводу, что действия Администрации по выдаче заявителю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с ограничением – с содержанием этилового спирта не более 16,5 % объема готовой продукции не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

            Не согласившись с решением суда, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 08.06.2012 отменить. Податель жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного  регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, положения ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация   предприятий общественного питания», считает, что вагон-ресторан относится к нестационарным торговым объектам, в которых запрещена  продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более чем 16,5 % объема готовой продукции.

            Администрация в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

            В судебном заседании представители ООО «ОРС-Мурманск» возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях.

            Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

            Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения поступивших  от ООО «ОРС-Мурманск» документов для выдачи лицензии  на розничную продажу алкогольной продукции,  Администрацией Петрозаводского городского округа 28.12.2011 принято постановление № 5612 «О выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции», в соответствии с которым ООО «ОРС-Мурманск» выдана лицензия Б 378112 регистрационный номер 265 на  розничную  продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 %  объема готовой продукции в поездах № 17/18 Петрозаводск – Москва – Петрозаводск (два вагона-ресторана) и  № 657/658 Петрозаводск – Санкт-Петербург – Петрозаводск (два вагона-ресторана).

Полагая, что действия Администрации по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с ограничением содержания этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

            Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что вагон-ресторан относится к предприятиям общественного питания, расположенным на транспорте, ограничения по продаже алкогольной продукции на которых Законом № 171-ФЗ не установлены.

            Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав выступления представителей общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Правовые    основы   производства и оборота этилового спирта, алкогольной и

спиртосодержащей   продукции  и  ограничения потребления (распития) алкогольной

продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового  спирта,  алкогольной  и   спиртосодержащей продукции и об ограничении

потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

   В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 данного Закона лицензированию подлежат все виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, в том числе на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.

В соответствии с пунктом 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке.

Статьей 4 Закона Республики Карелия от 06.03.2000 № 399-ЗРК «Об упорядочении производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Карелия» (далее – Закон № 399-ЗРК) определено, что выдача лицензий на виды деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирование которых отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации, осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Правительством Российской Федерации, а также органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в порядке, определенном настоящим Законом.

            Порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции определен в статье 19 Закона № 171-ФЗ и в статье 6 Закона № 399-ЗРК.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной  продукции   (за исключением пива и пивных напитков)  осуществляется

организациями.

Пунктом 2 данной статьи установлены запреты на розничную продажу алкогольной продукции.

Как следует из ответа  Главы Петрозаводского городского округа от 01.02.2012 исх. № 111-34-6, основанием для ограничения  лицензируемого вида деятельности – розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта  не более 16,5 процентов объема готовой продукции, послужил вывод лицензирующего органа о том, что  вагон-ресторан является нестационарным торговым объектом, продажа алкогольной продукции в котором  в соответствии с абзацем 7 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается.

Общество считает, что вагон-ресторан является предприятием общественного питания, в котором в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ допускается продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта  более 16,5 процентов объема готовой продукции. Оснований рассматривать вагон-ресторан как  нестационарный торговый объект не имеется.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Таким образом, основными характеристиками нестационарных торговых объектов является временный характер использования сооружения (конструкции) торгового объекта и отсутствие прочной связи сооружения (конструкции) с земельным участком.

При этом под торговым объектом  понимается  здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым  для выкладки, демонстрации товаров, обслуживанием покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

   Согласно ГОСТ Р 50762-2007 "Общественное питание. Классификация предприятий", утвержденному приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст,  ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия; алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары с высоким уровнем обслуживания и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений.

При этом под предприятием общественного питания понимается предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия (пункт 3.1 ГОСТ Р 50762-2007).

Рестораны различают:

- по местонахождению –  в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов, в культурно-развлекательных и спортивных объектах, в зонах отдыха (ландшафтные), на транспорте (вагон-ресторан и пр.);

- по составу и назначению помещений – стационарные и передвижные (рестораны на морских и речных судах, в поездах).

Согласно пункту 8 Приложения А к ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 № 35 (01.01.2012 введен в действие ГОСТ Р 50647-2010 «Услуги общественного питания. Термины и определения»), вагон-ресторан – это ресторан в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования, предназначенный для обслуживания питанием пассажиров в пути.

            Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных  торговых объектах, к которым  не относятся  предприятия  общественного питания (рестораны), а такой вид общественного транспорта, как железнодорожные поезда дальнего следования, в абзаце 4 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не   указан,  вывод суда  первой инстанции о неправомерном ограничении розничной продажи алкогольной продукции в части содержания этилового спирта не более 16,5 процентов объема готовой продукции в вагонах-ресторанах пассажирских поездов сообщением Петрозаводск-Москва и Петрозаводск-Санкт-Петербург является законным и обоснованным.

            Учитывая вышеизложенное, основания для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 08.06.2012 отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Тринадцатый  арбитражный  апелляционный  суд

                                           ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 08 июня 2012 года по делу № А26-2426/2012  оставить без изменения, апелляционную жалобу  Администрации  Петрозаводского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Фокина

 

 

Судьи

Г.В. Борисова

 

 

 Л.А. Шульга

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу n А56-14394/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также