Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 по делу n А26-2921/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 сентября 2012 года

Дело №А26-2921/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     17 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляевой Е.В.

судей  Баркановой Я.В., Сериковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Сизоненко М.Г.

при участии: 

от истца: Кацнельсон Е.Л., доверенность от 10.05.2012

от ответчика: извещён, не явился

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-16231/2012)  Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом  в Республике Карелия

на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 22.05.2012 по делу № А26-2921/2012 (судья Подкопаев А.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Беломорско-онежское пароходство",

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом

о признании незаконным бездействия

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Беломорско-онежское пароходство" (ОГРН: 1051000059461, Респ. Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, 7; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия                                 (ОГРН: 1091001009285, Респ. Карелия, г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 29а; далее – Территориальное управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН: 1087746829994, Москва, Никольский пер., д. 9; далее - Федеральное агентство) о признании незаконным бездействия Федерального агентства, Территориального управления, выразившееся в непринятии решения об образовании земельного участка, кадастровый номер: 10:21:0033301:238, о признании незаконным бездействия Федерального агентства, Территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу в собственность земельного участка кадастровый номер: 10:21:0033301:238, об обязании Территориального управления принять решение о предоставлении в собственность Обществу земельного участка кадастровый номер: 10:21:0033301:238, подготовить и направить проект договора купли-продажи участка.

Решением суда от 22.05.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Федерального агентства выразившееся в непринятии решения об образовании и предоставлении в собственность Обществу земельного участка кадастровый номер: 10:21:0033301:238, обязал Федеральное агентство устранить допущенные нарушения прав и интересов Общества. В удовлетворении требований к Территориальному управлению отказано.

В апелляционной жалобе  территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то обстоятельство, что Обществом не был представлен полный пакет документов, предусмотренный перечнем, установленным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 № 475.

В судебное заседание апелляционной инстанции Ответчики своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенными в Пряжинском районе Республики Карелия, м. Урозеро, территория базы отдыха:

- здание базы отдыха "Урозеро", площадью 151,1 м(2), условный номер объекта 10:21:03 01 00:000:00005/10;

- щитовой дом, площадью 56,9 м(2), условный номер объекта 10:21:03 01 00:000:00011/10;

- щитовой дом, площадью 57,8 м(2), условный номер объекта 10:21:03 01 00:000:00009/10;

- брусчатый дом, площадью 182,2 м(2), условный номер объекта 10:21:03 01 00:000:00006/10;

- брусчатый дом, площадью 93,2 м(2), условный номер объекта 10:21:03 01 00:000:00010/10.

21.09.2011 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 28 3000 кв.м кадастровый номер 10:21:03:33 01:002, расположенного по адресу: Республика Карелия, юго-восточная часть кадастрового квартала 10:21:03:33 01 Пряжинского кадастрового района.

Письмом от 26.09.2011 Территориальное управление сообщило Обществу о том, что в ходе проверки представленных документов, выявлено, что на испрашиваемом земельном участке, помимо объектов принадлежащих Обществу, находятся объекты, принадлежащие на праве собственности иным лицам. На основании изложенного Территориальное управление сделало вывод об отсутствии у Общества исключительного права на приобретение в собственность земельного участка.

В связи с произведенными действиями по разделу земельного участка площадью 28 300 кв.м, ранее существовавший кадастровый номер                            10:21:03:33 01:002, расположенного по адресу: Республика Карелия, юго-восточная часть кадастрового квартала 10:21:03:33 01 Пряжинского кадастрового района, Общество обратилось 17.11.2011 в Территориальное управление с заявлением о совершении действий по образованию, регистрации и последующей продаже в собственность Обществу земельного участка кадастровый номер 10:21:0033301:238, площадью, 26 807 +/- 115 кв.м, местоположение: Респ. Карелия, Пряжинский район.

Письмом от 16.12.2011 Территориальное управление сообщило об отсутствии у него полномочий по принятию решений об образовании земельного участка, в связи с чем, представленное Обществом заявление направлено для рассмотрения в Федеральное агентство.

Из сопроводительного письма Территориального управления в адрес Федерального агентства следует, что работы по разделу земельного участка произведены заявителем с согласия иных собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке и Территориального управления.

Письмами от 12.01.2021, 02.03.2012 Общество представляло в Территориальное управление дополнительные документы.

Ссылаясь на непринятие заинтересованными лицами в установленные статьёй 36 Земельного кодекса сроки решения о предоставлении земельного участка в собственность, полагая незаконным бездействие заинтересованных лиц, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения присутствующих в судебном заседании лиц, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии у Общества исключительного права на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка.

При таких обстоятельствах является незаконным отказ в принятии решения о разделе земельного участка с целью его последующего приобретения в собственность.

Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка доводам, изложенным в письме Федерального агентства от 23.03.2012 об отсутствии целесообразности в разделе земельного участка.

Таким образом, поскольку общество имеет право на приобретение в собственность земельного участка, и в течение установленного статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации срока общество не получило от государственного органа ответ на свое заявление об образовании земельного участка и передачу его в собственность, то в данном случае имеет место незаконное бездействие государственного органа. Государственным органом, допустившим бездействие, является Федеральное агентство.

Согласно подпунктам "б" и "ж" п. 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (в редакции от 31 января 2012 года), территориальное агентство по поручению Федерального агентства:

- осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества;

- осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.

Следовательно, Территориальное управление имеет право распоряжаться земельным участком только на основании соответствующего поручения. Доказательств того, что Федеральное агентство поручало Территориальному управлению осуществлять полномочия собственника в отношении спорного земельного участка, в том числе осуществлять образование земельного участка, его раздел и продажу, не имеется.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение), Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 5.35(3) Положения, Федеральное агентство принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необоснованности предъявления требований к Территориальному управлению, в связи с чем в данной части в удовлетворении заявления отказал. Требования к Федеральному агентству правомерно удовлетворены судом.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 22.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Жиляева

 

Судьи

Я.В. Барканова

 

 И.А. Серикова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 по делу n А56-18581/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также