Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 по делу n А56-7329/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 сентября 2012 года

Дело №А56-7329/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     10 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Борисовой Г.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.

при участии в заседании: 

от заявителя: Маранди М.Д. – по доверенности от 07.08.2012 № 77-023

от заинтересованного лица: Евшина М.А. – по доверенности от 14.08.2012 № 01-19/7819

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13030/2012) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-7329/2012 (судья Семенова И.С.), принятое

по заявлению ЗАО «ПЕТРОЭЛЕКТРОСБЫТ», место нахождения: 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН 1027810284457

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу

о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения

 

установил:

Закрытое акционерное общество «ПЕТРОЭЛЕКТРОСБЫТ», 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН 1027810284457, (далее – заявитель, Общество, ЗАО «ПЕТРОЭЛЕКТРОСБЫТ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (далее- заинтересованное лицо, Департамент) , выразившееся в отказе на возврат суммы излишне уплаченных платежей за размещение отходов, и обязании Департамент  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества «ПЕТРОЭЛЕКТРОСБЫТ» путем принятия решения о возврате суммы излишне уплаченных платежей за негативной воздействие на окружающую среду за I, II, III IV кварталы 2008 года, I, II, III, IV кварталы 2009 года,    I, II, III, IV кварталы 2010 года в размере 138 764 руб.

Решением суда от  26.04.2012      заявление удовлетворено частично: признано  незаконным решение Департамента об отказе в возврате суммы излишне уплаченных платежей за размещение отходов за IV квартал 2008, I, II, III, IV кварталы 2009 года, I, II, III, IV кварталы 2010 года в сумме 99 493 руб. 00 коп., Департамент обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о возврате  суммы излишне уплаченных платежей за негативной воздействие на окружающую среду за IV квартал 2008,  I, II, III, IV кварталы 2009 года,     I, II, III, IV кварталы 2010 года в сумме 99 493 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе  Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств дела, просит  отменить   решение суда  и принять новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что заключение договоров со специализированными организациями  на оказание услуг по размещению отходов не освобождает Общество как собственника отходов от внесения  платы за негативное воздействие на окружающую среду. Департамент полагает доказанным внесение платы Обществом за размещение отходов в сумме  26196 руб.  за III и IV кварталы 2010 года в составе платы за негативное воздействие на окружающую среду, и не доказанным  уплату суммы 73297 рублей за размещение отходов за IV квартал 2008 – II кварталы 2010.

В судебном заседании 20.08.2012 представитель Департамента Росприроднадзора доводы апелляционной жалобы  поддержала.

Представитель Общества заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью опровержения доводов апелляционной жалобы и предоставления возможности представить расчет суммы излишне уплаченных платежей за размещение отходов (отдельно) в составе  платежей за негативное воздействие на окружающую  среду и дополнительных документов в его обоснование за IV квартал 2008, I, II, III, IV кварталы 2009 года, I, II, III, IV кварталы 2010 года (поквартально).

При отсутствии возражений со стороны представителя заинтересованного лица ходатайство Общества об отложении судебного разбирательства удовлетворено.   

После отложения в порядке части 10 статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство 10.09.2012 возобновлено.

ЗАО «ПЕТРОЭЛЕКТРОСБЫТ»,  не оспаривая определенный судом период,  за который подлежат возврату излишние платежи за размещение отходов, указало в дополнительном отзыве к апелляционной жалобе на  неправильное определение подлежащей возврату заявителю суммы, которая  при правильном расчете составляет  108 933 рубля  за IV квартал 2008, I, II, III, IV кварталы 2009 года, I, II, III, IV кварталы 2010 года.

Представитель Общества  просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, обратив внимание судебной коллегии на  допущенную судом при расчете ошибку.

Из материалов дела следует, что  Общество по платежным поручениям от 16.04.2008 № 58485, от 17.07.2008 № 112327, от 10.07.2008 № 8225, от 29.07.2008 № 118812, от 15.10.2008 № 64461, от 02.12.2008 № 194359, от 15.01.2009 № 6104, от 26.02.2009 № 30457, от 15.04.2009 № 62316, от 07.07.2009 № 16718, от 14.07.2009 № 19005, от 07.08.2009 № 37991, от 22.09.2009 № 66365, от 13.10.2009 № 191746, от 13.11.2009 № 28480, от 18.01.2010 № 8652, от 12.02.2010 № 42241, № 12.04.2010 № 113030, от 07.05.2010 № 46506, от 15.07.2010 № 224757, от 29.07.2010 № 249342, от 11.10.2010 № 339991, от 03.11.2010 № 72494, от 18.01.2011 № 10625, от 28.02.2011 № 59450, от 21.03.2011 № 84214 (л.д. 14-39)  перечислило плату за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III IV кварталы 2008,  I, II, III, IV кварталы 2010 года в общей сумме 145682  руб. 00 коп. из них, на счет Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу – 114095 руб. 00 коп., на счет Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу – 31 587 руб. 00 коп.   

07.09.2011 Общество обратилось к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Западном федеральному округу  с заявлением о возврате  излишне внесенной платы за размещение отходов в составе платежей за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III IV кварталы 2008 года, I, II, III, IV кварталы 2009 года,    I, II, III, IV кварталы 2010 года в размере 138 764 руб. (л.д. 9-10), в обоснование которого указало, что оно не занимается специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах.

Письмом от 18.10.2011 № 04-28/10401 Департамент отказал  Обществу в возврате  суммы излишне уплаченных платежей за размещение отходов.

Считая  отказ незаконным, Общество оспорило принятое Департаментом Росприроднадзора решение в  судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции указал на отсутствие у Общества обязанности по внесению платы за размещение отходов, поскольку ЗАО «ПЕТРОЭЛЕКТРОСБЫТ» указанный вид деятельности не осуществляет.

Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность  применения судом норм материального права,  а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным  по делу доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части определенной судом излишне уплаченной суммы за размещение отходов, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляло расчет вносимой платы за негативное воздействие  на окружающую среду:  по выбросам в атмосферный воздух  загрязняющих веществ и размещению отходов производства и потребления.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Данная правовая позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2009 № 14561/08.

Суд первой инстанции установив,  что основным видом деятельности Общества является предоставление прочих услуг; в процессе осуществления предпринимательской деятельности Общества образуются твердые бытовые отходы и отходы от офисной деятельности, то есть отходы, относящиеся к 4 и 5 классам опасности; в период с 2008 по 2010 года  Обществом  были заключены договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, пришел к правильному выводу, что Общество не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Законом № 7-ФЗ,  а плата за размещение отходов  в составе платежа за негативное воздействие на окружающую среду Обществом не должна была осуществляться.

Довод Росприроднадзора об обязанности заявителя вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в силу права собственности на вышеназванные отходы отклоняется апелляционной коллегией, поскольку норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только исходя из права собственности на образующиеся отходы, действующее законодательство не содержит.

Судом правильно установлено, что согласно Федеральным законам от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 № 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») и от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Поскольку  заявление рассматривалось судом в порядке  главы 24 АПК РФ, суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 8, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации,  пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования за период IV квартал 2008 - IV квартал 2010 года. Законность вывода суда в этой части сторонами не оспаривается.

Правильно применив нормы материального права, сделав по существу верный вывод о том, что плата за размещение отходов является излишне уплаченной, а у Департамента Росприроднадзора  не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за IV

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 по делу n А56-62444/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также