Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу n А21-2791/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 сентября 2012 года

Дело №А21-2791/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     05 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляевой Е.В.

судей  Сериковой И.А., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Пономаревым П.Н.

при участии: 

от истца: Алексеев В.С., паспорт, выписка от 30.07.2012

от ответчика: до перерыва Воробьев А.В., доверенность от 30.08.2012, Володин А.А., доверенности от 29.08.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10636/2012)  ООО «Бизнес – Центр»

на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 24.04.2012 по делу        № А21-2791/2012(судья  Талалас Е.А.), принятое по заявлению

ООО «Бизнес – Центр»

к Агентству по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области

о признании бездействия Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области незаконным

 

установил:

ООО «Бизнес-центр» (ОГРН 1053902810807, ИНН 3906133661; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Агентству по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (ОГРН 1073905002566, ИНН 3904084264; далее - Агентство) о признании незаконным бездействия Агентства по согласованию межевого дела для постановки лесного участка на кадастровый учет; обязании согласовать межевое дело по лесному участку, направленное Агентству 10.02.2010.

В судебном заседании 17.04.2012 представитель Общества заявил ходатайство об изменении предмета требования, просил признать незаконным отказ Агентства от 06.04.2012 в согласовании границ и местоположения лесного участка, переданного ООО «Бизнес-центр» в аренду по договору аренды лесного участка от 28.09.2007 N 125-р и обязать Агентство по охране воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решением суда от 24.04.2012 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что содержащийся в письме от 06.04.2012 отказ не является мотивированным отказом, а продолжением бездействия, так как не содержит причин отказа в согласовании межевых планов. Кроме того, податель жалобы считает, что акт проведения проверки от 26.03.2012, на который указывается в решении суда, является незаконным, поскольку представитель Общества и кадастровый инженер не приглашались для участия в проверке, что является нарушением пункта 3 части 11 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости».

Определением от 30.07.2012 судебное разбирательство отложено на 03.09.2012.

На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по причине отпуска судьи Баркановой Я.В., произведена замена в составе судей, рассматривающих дело. В связи с заменой суди Баркановой Я.В. на судью Тимухину И.А. судебное разбирательство произведено с самого начала.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.

Представители Агентства возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, между Обществом и ФГУ «Приморский лесхоз» заключен договор аренды от 08.12.2006, по условиям которого Обществу передан земельный участок Государственного лесного фонда, расположенный в Светлогорском лесничестве в выделах с 1 по 6 квартала № 102, площадью 13, 0 га для осуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. Характеристика арендуемого участка определена Актом натурного технического обследования участка лесного фонда от 09.10.2006, являющимся неотъемлемой частью договора. Участок лесного фонда в Приморском лесхозе в Светлогорском лесничестве в квартале 102 выдела с 1 по 6 передан по акту  от 08.12.2006.

28.09.2007 между Обществом и Агентством заключен договор аренды № 25-р (далее – Договор) лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 13, 0 га, местоположение: Калининградская область, Муниципальное образование «Зеленоградский городской округ», Государственное Учреждение Калининградской области «Приморский лесхоз», Светлогорское лесничество, квартал № 102 выделы с 1 по 6, площадь 13, 0 га. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях № 1 и 2. Срок действия договора установлен с 28.09.2007 по 08.12.2055.

Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы (п. 3.4.3. Договора).

В целях выполнения установленной Договором обязанности Общество обратилось в Федеральное государственное предприятие «Рослесинфорг филиал «Севзаплеспроект» (далее – Разработчик проекта). Письмом от 25.08.2009 Разработчик проекта сообщил Обществу о том, что согласно кадастровому паспорту № 22/09-2-0719 лесной участок площадью 10, 8 га в квартале 192 отнесен к землям населенных пунктов; по материалам лесоустройства 2002 года, лесной участок площадью 2, 2 га, сведения о котором содержатся в кадастровом паспорте               № 05/08-2-3385 относится к кварталу 87. Тем самым Разработчиком проекта выявлено несоответствие Договора и материалов кадастрового учёта. В письме указано, что для продолжения работ по разработке проекта освоения лесов необходимо уточнить границы квартала 102 при участии лесничества и геодезической фирмы.

Общество обратилось в Агентство с заявлением об устранении допущенного несоответствия.

Письмом от 15.12.2009 № 4143-3/23 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области (далее - Управление) сообщило Обществу об обнаружении технической ошибки в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а именно, сведениям об обособленном земельном участке с кадастровым номером 39:22:010001:8 присвоен «архивный» статус. Управлением принято решение № 39/09-8035, согласно которому в государственном кадастре недвижимости восстанавливаются сведения о вышеуказанном земельном участке, принадлежащем к землям лесного фонда. Также в письме указано, что в государственном кадастре недвижимости по местоположению обособленного участка с кадастровым номером 39:22:010001:8 на данный момент находится земельный участок с кадастровым номером 39:226010001:15.

В результате допущенной технической ошибки потребовалось проведение межевых работ и повторная постановка на кадастровый учёт предоставленного в аренду лесного участка.

Ссылаясь на то обстоятельство, что 10.02.2011 Обществом был направлен на согласование (вх. № 268) Агентству межевой план, однако Агентство уклоняется от согласования границ и местоположения лесного участка, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Апелляционный суд не согласен с выводом суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (заинтересованными), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которых выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с частью 3 указанной статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:      - собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование;

 - пожизненного наследуемого владения;

- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование;

- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Таким образом, при проведении кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка требуется согласование местоположения границ с собственниками земельного участка.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ)  лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 83 ЛК РФ закреплено, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь.

Таким образом, обязанность по согласованию межевого плана участков лесного фонда органом государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена законодательно.

Согласно кадастровому плану земельного участка от 28.12.2006 № 22/06-2-589 в состав единого землепользования с кадастровым номером 39:22:00-00-00:0015 входил обособленный земельный участок с кадастровым номером 39:22:01-00-01:0008 площадью 13 000 кв.м.

Как следует из межевого землеустроительного дела по уточнению границ земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 39:22:01-00-01:0008 выделен из участка единого землепользования с кадастровым номером 39:22:00-00-00:0015, относящегося к землям государственной собственности.

В кадастровом паспорте от 02.04.2008 указано, что площадь земельного участка с кадастровым номером 39:22:00-00-00:0015 составляет 108 000 кв.м.

Между тем по Договору аренды от 28.09.2007 Обществу передан в аренду лесной участок площадью 13, 0 га.

В связи с изложенным Общество обратилось за изготовлением межевого плана земельного участка площадью 22 000 кв.м, расположенного по адресу Калининградская область, Зеленоградский район, Приморский лесхоз, кадастровый номер 39:05:000000:22.

Судом первой инстанции установлено, что Агентством действительно допущено бездействие, выразившееся в длительном непринятии решения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что 06.04.2012 письмом № 1218 Агентство отказало Обществу в согласовании межевых планов. Также судом указано на наличие в материалах дела акта натурной проверки, в ходе которой проведена процедура выноса на местности точек поворота земельного участка и установлено, что границы земельного участка в межевом плане Общества не соответствуют границам земель лесного фонда квартала 102 Светлогорского участкового лесничества Калининградского лесничества.

Принимая названный акт в качестве доказательства по делу, судом не учтено, что акт от 26.03.2012 составлен без участия представителя Общества. В соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007      № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае согласования границ и местоположения участка на местности кадастровый инженер должен указать границы участка на местности. При этом на проверке, по результатам которой составлен акт, кадастровый инженер не присутствовал.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 6 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц.

С учётом изложенного, акт проверки от 26.03.2012 не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу n А21-1568/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также