Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу n А26-4189/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 сентября 2012 года

Дело №А26-4189/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     04 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Есиповой О.И., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии:

от  заявителя:  не  явились-извещены ( уведомление №53201);

от  заинтересованного лица: Прокофьевой Е.К.  по доверенности от 03.02.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-14372/2012)  Управления  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека   по Республике Карелия   на  решение  Арбитражного  суда  Республики Карелия   от  05.06.2012  по делу № А26-4189/2012 (судья  Лазарев А.Ю.) , принятое

по заявлению  Администрации Петрозаводского городского округа

к  Управлению  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека   по Республике Карелия   

 

 о  признании  незаконным  и  отмене  постановления

 

установил:

    Администрация Петрозаводского городского округа (185910, г.Петрозаводск, пр.Ленина, 2 ОГРН 1021000538481, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (185003, г.Петрозаводск, ул.Володарского, д.26, далее – Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 12.04.2012 № 403/12 о назначении административного наказания по статье  6.3  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях в виде 10 000 рублей штрафа.

Решением  суда  первой  инстанции заявленные требования  удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд пришел к выводу, что Администрация не является надлежащим субъектом вменяемого ей  правонарушения, а  нарушение порядка формирования земельного участка не соответствует диспозиции  статьи  6.3  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях.

Не  согласившись  с  решением  суда,  Управление Роспотребнадзора  направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  решение  суда  отменить,  принять  новый  судебный  акт  об отказе в  удовлетворении  заявления.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что указанные в постановлении  объекты (помойницы и  туалеты) не могут быть в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ  признаны общим имуществом собственников многоквартирных домов, поскольку находятся за пределами переданных  для эксплуатации домов земельных участков, а именно, на территории Петрозаводского городского округа

Представители  Администрации  в  судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав представителя  Управления Роспотребнадзора, исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции не  находит оснований для удовлетворения апелляционной  жалобы.   

Как  видно  из  материалов  дела,  должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия и представителем МКЦ «Жилищный контроль» в ходе проверки организации вывоза твердых и жидких бытовых отходов в неблагоустроенном жилом фонде на территории Петрозаводского городского округа выявлены факты ненадлежащего содержания помойниц для сбора жидких и твердых бытовых отходов, дворовых туалетов в районе жилых домов № 70 по проспекту Первомайскому, домов №№ 4, 6, 21, 44 Сулажгорского кирпичного завода, домов №№ 1, 18-20 по улице Подсочной, дома № 14 по улице Беломорской, что зафиксировано в протоколе осмотра территории от 16.02.2012.  Протокол составлен с  участием двух понятых, с изготовлением фотоматериалов.

В ходе административного расследования  Администрация информировала  Управление Роспотребнадзора  о том, что управление многоквартирным домом № 70  по проспекту Первомайский осуществляет управляющая компания ООО «Стандарт»,  домами №№ 6, 21, 44 по улице Сулажгорского Кирпичного завода и  домами №1,18,20 по улице Подсочной- МУП «ПетроГИЦ»,  домом № 4 по улице Сулажгорского Кирпичного завода –ООО «Гарантия-Плюс».

 Управление Роспотребнадзора, оценив полученные в ходе проверки документы и сведения, 22.03.2012  составило в отношении Администрации Петрозаводского городского округа протокол об административном правонарушении, в котором    в качестве противоправного деяния указало, что Администрация не определила территорию для размещения указанных сооружений, не предприняла меры для организации сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов от неблагоустроенных жилых домов на территории Петрозаводского городского округа, не определила балансодержателя территорий, на которых установлены помойницы и выгребные туалеты, не передала управляющим организациям объекты (помойницы, выгребные туалеты), находящиеся за границами кадастрового плана жилых домов.

Рассмотрев  материалы административного дела, Управление  Роспотребнадзора  12.04.2012 вынесло  постановление  №403/12 о  привлечении  Администрации Петрозаводского городского округа   к  административной  ответственности по статье 6.3  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  с  назначением  наказания  в  виде  штрафа  в  размере  10 000 рублей, за  нарушение  требований пунктов 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 за №  4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88).

Администрация не согласилась  с  указанным  постановлением  по  тем  основаниям, что ответственность за содержание неблагоустроенных многоквартирных домов в полном объеме возложена на управляющие компании , в том числе, и за отдельные элементы благоустройства данных домов, находящиеся за границами земельных участков, поскольку они предназначены для обслуживания жилых помещений в домах. Указанные  обстоятельства  явились  основанием  для  обращения  в  суд  с  заявлением.

Суд  первой  инстанции,  удовлетворяя заявленные требования,  правомерно указал, что Администрация не является надлежащим субъектом вменяемого ей правонарушения. Данный вывод суда апелляционный суд считает  обоснованным в силу следующего.

Согласно  статьи 6.3  Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях   за  нарушение  законодательства  в  области  обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения,  выразившееся  в  нарушении  действующих  санитарных  правил  и  гигиенических  нормативов,  невыполнении  санитарно-гигиенических  и  противоэпидемических  мероприятий  установлена  административная  ответственность  в  виде  штрафа  на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» (далее - Закон  N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со статьями 8 и 11 Закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Указанное право обеспечивается возложением на юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанностей по выполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

     В силу части 2 статьи 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

 В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).

     Согласно пункту 10 Правил № 491 имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.

     Подпунктом «д» пункта 11 Правил № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов в многоквартирном доме.

     В соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов. Откачка жидких бытовых отходов производится на основании письменных заявлений нанимателей и собственников помещений. После выполнения заявки, управляющая организация направляет в расчетный центр информацию по выставлению жителям многоквартирного дома счетов за фактически выполненные работы.

 Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа.

     На сегодняшний день данные полномочия Администрацией реализованы посредством создания и  функционирования специализированного предприятия - ПМУП «Автоспецтранс», которое осуществляет вывоз отходов на территории Петрозаводского городского округа на основании договоров, заключенных с управляющими организациями, юридическими и физическими лицами.

Согласно Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденным Решением Петрозаводского городского совета от 27.04.2010 №26/41-813;

-сбор твердых бытовых отходов (ТБО) в контейнеры, переносные металлические мусоросборники, малые металлические емкости и КГО в бункеры-накопители осуществляют в жилищном фонде - организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (пункт 2 статьи 11);

-организация, осуществляющая управление многоквартирным домом обязана обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов (пункт 2 статьи12);

-договор на вывоз ТБО  и жидких бытовых отходов (ЖБО) от жилищного фонда заключает организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (пункт 1 статьи 11);

- организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны содержать помещения дворовых уборных в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно (пункт 4 статьи 13).

     С учетом изложенного, сбор и вывоз ТБО и ЖБО относится к содержанию общего имущества и с момента выбора способа управления все обязательства по содержанию и технической эксплуатации многоквартирных домов и их общего имущества несёт управляющая организация.

В рассматриваемом случае управление многоквартирным домом № 70  по проспекту Первомайский осуществляет управляющая компания ООО «Стандарт»,  домами №№ 6, 21, 44 по улице Сулажгорского Кирпичного завода и  домами №1,18,20 по улице Подсочной- МУП «ПетроГИЦ»,  домом № 4 по улице Сулажгорского Кирпичного завода –ООО «Гарантия-Плюс». Данный факт административный орган не отрицает.

Таким образом, утверждение Управления Роспотребнадзора о том, что Администрацией  допущено нарушение требований пунктов 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 «СанПиН 42-128-4690-88, противоречит материалам административного дела, а вывод  суда первой инстанции о том, что Администрации Петрозаводского городского округа  не является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  статьей 6.3 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях , обоснован.

Довод  Управления Роспотребнадзора о том, что для отнесения объектов  благоустройства к общей долевой собственности собственников жилого дома необходима  непосредственная их территориальная расположенность  в границах  земельных участков многоквартирных домов,  несостоятелен в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

При определении состава общедомового имущества ключевым является вопрос предназначения объекта для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома, а не расположение данного имущества на конкретном земельном участке.

В силу пункта 1 статьи 12 Правил благоустройства для коллективного сбора ТБО и КГО контейнерные площадки  оборудуются не только в границах земельных участков многоквартирных домов, жилых домов, но и на прилегающих к ним территориях, либо в иных установленных местах. При этом, контейнеры необходимо размещать на расстоянии от окон и дверей многоквартирных и жилых домов не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов (пункт 5 статьи 12 Правил), а дворовые уборные должны

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу n А56-314/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также