Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2012 по делу n А26-558/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 августа 2012 года

Дело №А26-558/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     21 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 августа 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Фокиной Е.А., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Душечкиной А.И.

при участии:

от заявителя:  не явились- извещены( уведомление №42825); 

от заинтересованного  лица:  Бочинского О.А. по доверенности от 16.07.2012 №3.1-11/6; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-13181/2012)  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия  на  решение  Арбитражного  суда  Республики Карелия   от  01.06.2012 по делу № А26-558/2012  (судья  Лазарев А.Ю.), принятое

по  заявлению  ООО «Костомукшский леспромхоз»   

 к Министерству по природопользованию и экологии   Республики Карелия

о  признании  незаконным  и  отмене  постановления

 

установил:

   ООО «Костомукшский леспромхоз» (186930, Республика Карелия, г.Костомукша, ул.Строителей, д.7а, ОГРН 1021000879900, далее- общество, леспромхоз)    обратилось  в  Арбитражный  суд  Республики Карелия   с  заявлением  о  признании  незаконным  и  отмене  постановления  Министерства по природопользованию и экологии   Республики Карелия  (185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.А.Андропова, д.2/24, далее- Министерство)  от  27.12.2011 №1116/11Л  о  привлечении  общества  к  административной  ответственности  по  статье 8.31  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  в  виде  предупреждения. 

 Решением  суда  первой  инстанции  заявленные   обществом  требования  удовлетворены.  Признано  незаконным  и  отменено  постановление  Министерства по природопользовании и экологии   Республики Карелия от    27.12.2011 №1116/11Л  поскольку оснований  для  привлечения  общества  к  административной  ответственности  по  ст.8.31  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях в виду недоказанности события правонарушения не  имелось.

Не согласившись  с решением суда, Министерство  направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  решение  суда  отменить,  принять  новый  судебный  акт  об  отказе  в  удовлетворении  заявленных  требований. 

В  судебном  заседании  представитель  административного  органа  поддержал  доводы  апелляционной  жалобы  по  тем  основаниям,  что  материалами  дела  подтверждается наличие на арендуемом леспромхозом земельной участке свалки бытовых отходов, что является невыполнением заявителем санитарно-оздоровительных мероприятий  и нарушением пункта 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав  представителя административного органа,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной  жалобы.

Как  видно  из  материалов  дела,   25.12.2008  Министерство лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) заключило с  ООО «Костомукшский леспромхоз» (арендатор)  договор аренды лесного участка № 86-з от 25.12.2008 , в соответствии с которым обществу передан в аренду лесной участок площадью 80 612 га, расположенный на территории ГУ РК «Костомукшское центральное лесничество», на срок до 31.12.2024.

     Пунктом 4.4.13 указанного договора предусмотрена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.

     05.10.2011  должностными лицами ГУ РК «Костомукшское центральное лесничество» на арендованном обществом лесном участке в квартале 141 выдел 2 (вдоль дороги, около р.Вужи) Вокнаволокского участкового лесничества выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, о чем составлен протокол.

     11.10.2011 обществу направлено претензионное письмо № 1014, в котором со ссылкой на пункт 4.4.13 договора аренды установлен 10-дневный срок для ликвидации данной свалки .

    В ходе проверки выполнения вышеуказанного требования и осмотра указанного лесного участка  проверяющими было установлено, что свалка не ликвидирована, о чем составлен акт от 02.11.2011 . 

По факту нарушения обществом пункта 4, подпункта «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности 22.11.2011 заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №17 , предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях.

 На  основании  материалов  об  административном  правонарушении    должностным  лицом  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия  вынесено  постановление  №116/11Л  о  назначении  ООО «Костомукшский леспромхоз»  административного  наказания  по  статье 8.31  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  в  виде предупреждения.

Общество  не  согласилось  с  указанным  постановлением  по  тем  основаниям,  что в образовании свалки бытовых отходов отсутствует вина общества, поскольку на проверяемом участке лесозаготовительная деятельность леспромхозом не ведется и отходы от хозяйственной деятельности не образуются.  Указанные  обстоятельства  явились  основанием  для  обращения  в  суд  с  заявлением.

Суд  первой  инстанции,  признавая  оспариваемое  постановление   Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия   незаконным,  обоснованно  указал,  что  административным  органом  не  доказано  событие  административного  правонарушения. 

В  соответствии  со  статьей 24  Лесного  кодекса  РФ  использование  лесов  осуществляется  с  предоставлением  или  без  предоставления  лесных  участков,  с  изъятием  или  без  изъятия  лесных  ресурсов.

Согласно  части 1  статьи 25  Лесного  кодекса  РФ  леса  могут  использоваться,  в  том  числе  для  заготовки  древесины.  Использование  лесов,  представляющее  собой  предпринимательскую  деятельность,  осуществляется  на  землях  лесного  фонда  лицами,  зарегистрированными  в  Российской  Федерации  в  соответствии  с  Федеральным  законом   от  08.08.2001  № 129-ФЗ «О  государственной  регистрации  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей».

 Правила санитарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

     Согласно подпункту «г» пункта 2, пункту 28 Правил санитарной безопасности в лесах в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

     В соответствии с подпунктом «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах,  при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

  ООО «Костомукшский леспромхоз»  по договору  от 25.12.2008 №83-з является  арендатором  лесного участка площадью 80 612 га, предоставленного  в целях заготовки древесины, в том числе лесного  участка  в  Вокнаволокском  участковом лесничестве.

 Из протокола от 05.10.2010 видно, что на спорном лесном участке в квартале 141 выдел 2 (вдоль дороги, около р.Вужи) Вокнаволокского участкового лесничества выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов.

     Объективная сторона вмененного обществу правонарушения согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению о назначении административного наказания заключается в нарушении подпункта «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, то есть в совершении противоправных действий, выразившихся в загрязнении лесов бытовыми отходами.

Пунктом 4  Правил санитарной безопасности в лесах предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

 В разделе 5.2 «Мероприятия по защите леса» Проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО «Костомукшский леспромхоз» в Костомукшском лесничестве Республики Карелия на 2009-2018 г.г. по договору аренды № 86-з, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение (л.д.96-104, 95), зафиксировано, что на момент его составления санитарное состояние лесов участка аренды удовлетворительное. Действующих очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на территории лесного участка нет.

    Указанным  Проектом освоения лесов для поддержания необходимого санитарного состояния на арендуемом лесном участке предусмотрено осуществление следующих санитарно-оздоровительных мероприятий: выборочные или сплошные санитарные рубки; защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами; очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При этом установлено, что ежегодные объемы санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия определяются от фактических объемов захламления и загрязнения лесов. С целью обеспечения надлежащего санитарного состояния лесов арендатор обязан проводить своевременную вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку от захламленности, загрязнения и иного негативного воздействия. Основанием для планирования и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий являются: результаты лесопатологических обследований; данные лесопатологического мониторинга; иная информация, свидетельствующая о наличии захламления (подтвержденная документально), либо загрязнения лесов.

         Таким образом, санитарно-оздоровительные мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок проектом освоения лесов не были предусмотрены. На доработку проект не направлялся, изменения и дополнения в него не вносились.

 Доказательств  несоблюдения установленного Правилами санитарной безопасности в лесах и Проектом освоения лесов порядка планирования и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в материалы дела не представлено.

Ссылка подателя жалобы на  нарушение  лесничеством пункта 4.4.13 договора  аренды  судом не принимается.

Как следует из пункта 4.4.13  договора  аренды от 25.12.2008 №83-з, его условиями предусмотрена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.

 Суд  первой  инстанции сделал обоснованный вывод, что материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов на арендуемом обществом лесном участке образовались в результате деятельности самого общества, причинно-следственная связь между лесозаготовительной деятельностью общества и загрязнением территории лесного участка бытовыми отходами административным органом не установлена, в ходе производства по делу об административном правонарушении не выяснялся вопрос о том, кем вывозится и складируется мусор и бытовые отходы на лесном участке.

Таким образом,  событие вмененного обществу нарушения  административным органом не доказано, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.

     При изложенных обстоятельствах, суд  первой  инстанции  правильно  и  объективно  оценил  обстоятельства  дела,  и  принял  законное  решение,  оснований  для  его  отмены  и  удовлетворения  апелляционной  жалобы  не  имеется.

На  основании  изложенного,  руководствуясь  пунктом 1 статьи  269,  статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный  суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного  суда Республики Карелия  от  01 июня 2012 года  по  делу  № А26-558/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В. Борисова

 

 

Судьи

Е.А. Фокина

 

 

 Л.А. Шульга

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2012 по делу n А26-2824/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также