Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу n А56-3500/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 23 августа 2012 года Дело №А56-3500/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.В.Зотеевой судей И.Б. Лопато, И.Г.Савицкой при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой при участии: от истца (заявителя): предст. Астафуров П.С. – доверенность от 19.11.2011 от ответчика (должника): предст. Шарапко Д.А. – доверенность № 01-19/8075 от 31.08.2011 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11953/2012) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2012 по делу № А56-3500/2012 (судья Соколова Н.Г.), принятое по иску (заявлению) ЗАО «Племенной завод «Красноармейский» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности установил: закрытое акционерное общество «Племенной завод «Красноармейский» (ОГРН 1024701645792; место нахождения: Ленинградская область, Приозерский район, пос. Громово, ул. Центральная, 10) (далее – ЗАО ПЗ «Красноармейский», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент, административный орган) от 10.01.2012 №АД-13-163/2011, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением суда от 05.05.2012 заявленное обществом требование удовлетворено; оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. В апелляционной жалобе Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу просит решение суда от 05.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель жалобы не согласен с выводом суда о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ По мнению подателя жалобы, обществом в результате хозяйственной деятельности нарушены требования охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, а именно допущено загрязнение почвы лесного массива навозосодержащими отходами, имеющими IV класс опасности для окружающей среды. В судном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ЗАО ПЗ «Красноармейский» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения. Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, на основании сведений, поступивших из средств массовой информации о том, что в результате деятельности общества произошла утечка навоза и протекание навозных масс на территорию около 6000 кв.м, Департаментом вынесено определение № АД-13-163/2011 от 24.10.2011 (л.д.28-29) о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статьи 8.1, 8.2, 8.5 и 8.6 КоАП РФ). 18.11.2011 Департаментом вынесено определение № АД-13-163/2011 о назначении экспертизы почвы, загрязненной навозом, и определении размера ущерба, причиненного окружающей среде в результате загрязнения (л.д.38-39). 24.11.2011 государственным инспектором Департамента Свидорским Д.А. в присутствии директора общества Дорощука К.С., сотрудников ФБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу» и двух понятых произведен отбор проб и образцов почвы, донных отложений, отходов для проведения аналитического контроля уровня загрязнения почвы в лесном массиве в районе пос. Громово Приозерского района Ленинградской области (л.д.45-49, 69-71). 06.12.2011 специалистами Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» (ФБУ «ЦЛАТИ по СЗФО») составлены протоколы биотестирования, протоколы количественного химического анализа взятых проб, подготовлены экспертные заключения №0531-БТ/ГК/11, №0528-БТ/ГК/11. По результатам проведенных исследований оформлено заключение от 12.12.2011 №110-Э-11 (л.д. 51-56). По факту выявленного нарушения (загрязнения почвы лесного массива навозосодержащими отходами, имеющими IV класс опасности для окружающей среды) Департаментом 23.12.2012 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №АД-13-163/2011 (в протоколе допущена опечатка в дате составления протокола). 10.01.2012 Департаментом вынесено постановление № АД-13-163/2011, которым ЗАО «ПЗ «Красноармейский» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента в связи со следующим. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы. Согласно статье 42 Закона № 7-ФЗ при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха (пункт 3 статьи 42 Закона № 7-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменяется нарушение требований охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, а именно загрязнение почвы лесного массива навозосодержащими отходами, имеющими IV класс опасности для окружающей среды. Вместе с тем, объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, образуют действия по уничтожению плодородного слоя почвы, а равно порче земли в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления. При этом, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и Земельном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие «порча земли» и «уничтожение плодородного слоя почвы». В соответствии с пунктом 4 Приложения № 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25.05.1994 № 160 (далее – Приказ № 160), под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель. При этом в силу пункта 3 Приказа № 160 под загрязнением земель понимается ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Таким образом, Приказ № 160 различает понятия «порча и уничтожение плодородного слоя почвы» и «загрязнение земель». Загрязнение земель характеризуется увеличением химических веществ по сравнению с их ранее существовавшими (фоновыми) значениями, в то время как порча и уничтожение плодородного слоя почвы характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель. Согласно представленному в материалы дела заключению ФБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» от 12.12.2011 №110-Э-11 в пробах почвы № 1 (отобрана в 1 метре от края загрязненной территории), № 3 (фоновая, с участка в 100 метрах к востоку от места разлива навоза) и № 4 (отобрана под разлившимся навозом) содержание проанализированных веществ не превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ по сравнению с установленными нормативами. Почвы пробы № 1 и № 3 отнесены экспертом к V классу опасности; почва пробы № 4 отнесена к IV классу опасности (установлено превышение азотов, нитратов, нитритов и фосфатов по сравнению с фоном). Таким образом, указанное экспертное заключение свидетельствует о загрязнении почвы, но не подтверждает порчу или уничтожение плодородного слоя почвы (разрушения плодородного слоя, снижения качества земли, утраты полезных свойств почвы). Иных доказательств порчи земель или уничтожения плодородного слоя почвы в результате нарушения обществом правил обращения и отходами производства и потребления административным органом в материалы дела не представлено. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ (уничтожение плодородного слоя почвы или порча земель). Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено нарушение административным органом положений пункта 3 статьи 26.4 КоАП РФ, в соответствии с которым до направления определения о назначении экспертизы для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта. Доказательства направления Департаментом в адрес общества определения от 18.11.2011 № АД-13-163/2011 о назначении экспертизы, в котором обществу разъяснены права, предусмотренные статьей 26.4 КоАП РФ, в материалы дела не представлены. Отчеты об отправке факса (л.д.42) не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств направления обществу определения от 18.11.2011 № АД-13-163/2011, поскольку не позволяют установить какой именно документ был направлен по факсу, а также не позволяют установить адресата, которому факс был направлен (факс, направленный 18.11.2011 11:12 по номеру 93212490, не доставлен, т.к. в графе «результат» имеется отметка об ошибке, а факс, направленный в 11:41 отправлен по неустановленному номеру). Тот факт, что заявителем было получено уведомление от 23.11.2011 о дате отбора проб и присутствие директора общества 24.11.2011 при отборе проб, не свидетельствуют о том, что общество было надлежащим образом ознакомлено с определением от 18.11.2011 № АД-13-163/2011 о назначении экспертизы и ему разъяснены права, предусмотренные статьей 26.4 КоАП РФ. Заявитель факт получения с определения от 18.11.2011 № АД-13-163/2011 о назначении экспертизы отрицает. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 10.01.2012 №АД-13-163/2011. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента и отмены решения суда не имеется. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 мая 2012 года по делу № А56-3500/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу – без удовлетворения. Председательствующий Л.В. Зотеева Судьи И.Б. Лопато И.Г. Савицкая
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу n А56-19716/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|