Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу n А56-12119/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 21 августа 2012 года Дело №А56-12119/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Фокиной Е.А. судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И. при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А. при участии: от заявителя: Зубовой В.Л. по доверенности от 26.01.2012 № Д-42-И. от ответчика: Моховой Е.В. по доверенности от 11.01.2012 № 8, Лагутенковой О.Н. по доверенности от 11.01.2012 № 7, Оболенской М.А. по доверенности от 08.08.2012 № 88. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12565/2012) ОАО "ТрансКредитБанк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 июня 2012 года по делу № А56-12119/2012 (судья Никитушева М.Г.), принятое по заявлению ОАО "ТрансКредитБанк" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области об оспаривании постановления установил: Открытое акционерное общество «ТрансКредитБанк» (105066, Москва, ул. Н. Басманная, 37А, ОГРН 1027739048204) в лице филиала в г. Санкт-Петербурге (191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 1 /4, литер А) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (192029, Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 27, далее – Управление Роспотребнадзора) по делу об административном правонарушении № 6 от 14.02.2012. Решением от 01.06.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано. Не согласившись с решением суда, ОАО «ТрансКредитБанк» направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просило решение от 01.06.2012 отменить. Податель жалобы указывает, что Приказом от 15.11.2011 № П-1189 разработана и введена в действие новая типовая форма договора потребительского кредитования, в которой указано, что споры и разногласия, которые могут возникнуть у сторон в процессе исполнения обязательств по договору, подлежат разрешению в суде в соответствии с законодательством РФ. Банк считает, что вывод государственного органа о несоответствии условий договора нормам действующего законодательства сделан на основании типовых форм договоров, утвержденных ОАО «ТрансКредитБанк». Вместе с тем, включение одной из сторон каких-либо условий, своих предложений в еще не заключенный договор, состава административного правонарушения не образует, поскольку незаключенный договор не может ущемлять прав потребителей в силу своего фактического отсутствия. Податель жалобы считает, что страхование жизни и здоровья производится заемщиком по своему желанию и не является обязательным условием для предоставления ему кредитных средств. В случае принятия решения о страховании своих рисков, заемщик самостоятельно выбирает страховую компанию и условия, на которых планирует заключить договор страхования. Банк не имеет отношения с продажами страховыми компаниями услуг страхования, не является распространителем их рекламы и/или не занимается продвижением их услуг на рынке страхования, в связи с чем на него не возлагается обязанность по доведению до потребителя информации о юридическом адресе, реквизитах страховых компаний, номере и сроке действия их лицензии. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель административного органа возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.09.2011 № 1104 Управление Роспотребнадзора в период с 24.10.2011 по 21.11.2011 провело плановую выездную проверку соблюдения прав потребителей при осуществлении банковской деятельности структурных подразделений Банка, расположенных на территории Ленинградской области по адресам: оперативный офис в г. Выборг (188800, Выборг, ул. Железнодорожная, д. 8, лит. 1), оперативный офис в г. Кириши (187110, Кириши, пр. Победы, д. 10А), оперативный офис в г. Волхове (187400, Волхов, пл. Привокзальная, д. 1). В результате проверки, оформленной актом N 21 от 21.11.2011, выявлены нарушения требований статей 8 - 10, 17 Закона N 2300-1, а именно: - Банк не доводит до потребителей полную информацию о порядке разрешения споров и разногласий гражданина с Банком; - Банк не доводит до потребителя полную информацию о страховой компании в рамках заключения кредитного договора. 17.01.2012 должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении N 2 и 14.02.2011 вынесено постановление N 6, которым Банк признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 5 000 руб. штрафа. Не согласившись с данным постановлением, Банк оспорил его в судебном порядке. Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления сторон, проверив правильность применения судом норм материального права, приходит к следующим выводам. В силу статьи 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Согласно статье 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя. Как следует из материалов дела, Управление Роспотребнадзора в ходе проведения правового анализа информации, содержащейся в типовой форме договора, предлагаемой потребителям для заключения, а также в заключенных с потребителями договорах, в том числе: № Ф8900/11-8009КЖ/Д000 от 16.11.2011, Ф8900/11-3741КК/Д000 от 01.06.2011, № Ф8900/11-5964КЖ/Д000 от 16.09.2011, пришло к выводу, что Банк не доводит до потребителей полную информацию о порядке разрешения споров и разногласий гражданина с Банком. Из данных документов следует, что споры и разногласия, которые могут возникнуть у сторон в процессе исполнения обязательств по договору, подлежат разрешению по искам кредитора в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга или у мирового судьи судебного участка № 206 г. Санкт-Петербурга, по искам заемщика – в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Податель жалобы, ссылаясь на Приказ от 15.11.2011 № П-1189, утверждает, что Банком разработана и введена в действие новая форма типового договора, согласно которой «все споры и разногласия, которые могут возникнуть у сторон в процессе исполнения обязательств по договору, подлежат разрешению в суде в соответствии с законодательством РФ». Вместе с тем, договоры, заключенные с данным условием, в материалы дела не представлены. В соответствии со статьей 17 Закона о защите прав потребителей защита прав потребителей осуществляется судом. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: - нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; - жительства или пребывания истца; - заключения или исполнения договора. То есть законодательством предусмотрено право потребителя, а не лица, оказывающего услуги, определять подсудность спора по иску, вытекающему из нарушения прав потребителей. Поскольку именно потребитель в отношениях с исполнителем услуг является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих права, то в заключаемых с гражданами договорах на получение кредита, должна содержаться информация о порядке разрешения споров и разногласий гражданина с Банком. Отсутствие в данных документах указания на право потребителя предъявлять иск к Банку по выбору клиента: в суд по месту нахождения организации либо по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, не соответствует положениям части 2 данной статьи. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Банком прав потребителя на получение полной информации о порядке разрешения споров и разногласий гражданина с Банком. Кроме того, в вину Банка вменяется не доведение до потребителей полной информации о страховой компании в рамках заключения кредитного договора. Как следует из материалов дела, в расчет полной стоимости кредита включаются платежи заемщика в пользу третьих лиц, предусмотренные кредитным договором, а именно: - платежи за услуги страховой компании – Балтийский филиал ОАО «ЖАСО» и ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ». Вместе с тем, информация о юридическом адресе данных организаций, их реквизиты, номере лицензии заявителем не указаны, что является нарушением статьи 8 Закона № 2300-1. Из пункта 2.4 кредитных договоров, представленных в материалы дела, следует, что до предоставления кредита заемщик должен произвести за свой счет страхование жизни и страхование от несчастного случая заемщика в страховой компании, соответствующей требованиям кредитора, на срок не менее года, с условием непрерывного возобновления в течение срока действия договора или на срок не менее срока действия договора. В судебном заседании податель жалобы не смог пояснить, какие требования кредитор предъявляет к страховой компании при страховании жизни и страхования от несчастных случаев. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что банком нарушено закрепленное в статьях 8-10 Закона № 2300-1 право потребителя на получение своевременной (до заключения кредитного договора) необходимой и достоверной информации. Иных нарушений требований Закона № 2300-1 оспариваемым постановлением в вину заявителя не вменяется. На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае Банк не доводит до потребителей полную информацию о порядке разрешения споров и разногласий гражданина с Банком, о страховой компании в рамках заключения кредитного договора, в связи с чем ОАО «ТрансКредитБанк» правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 июня 2012 года по делу № А56-12119/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «ТрансКредитБанк» - без удовлетворения. Председательствующий Е.А. Фокина
Судьи Г.В. Борисова
О.И. Есипова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу n А56-50110/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|