Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 по делу n А26-2724/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 15 августа 2012 года Дело №А26-2724/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.В.Зотеевой судей И.Б.Лопато, А.Б.Семеновой при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой при участии: от истца (заявителя): не явился (извещен) от ответчика (должника): не явился (извещен) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10521/2012) ООО «Медвежьегорский леспромхоз» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.04.2012 по делу № А26-2724/2012 (судья Лазарев А.Ю.), принятое по иску (заявлению) ООО «Медвежьегорский леспромхоз» к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия об оспаривании постановления от 17.02.2012 № 1126/11л о назначении административного наказания установил: общество с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» (ОГРН 1021001010029; место нахождения: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 3) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) от 17.02.2012 № 1126/11л о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением суда от 25.04.2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. В апелляционной жалобе ООО «Медвежьегорский леспромхоз» просит решение суда от 25.04.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о соблюдении административным органом установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. По мнению подателя жалобы, вменяемое обществу правонарушение - нарушение правил заготовки древесины при использовании лесов относится к правонарушениям в сфере природопользования, а не к нарушениям в области охраны окружающей среды, соответственно, вывод суда первой инстанции о применении в рассматриваемом случае годичного срока давности привлечения к административной ответственности основан на неправильном толковании положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Кроме того, податель жалобы ссылается на нарушение административным органом срока составления протокола об административном правонарушении (статья 28.5 КоАП РФ) и сроков производства по делу об административном правонарушении (статья 29.6 КоАП РФ), что, по мнению заявителя, является существенным нарушением процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении и самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления. ООО «Медвежьегорский леспромхоз» и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора аренды лесного участка № 87-з от 25.12.2008 и лесной декларации №20 от 26.08.2010 обществом осуществлялась заготовка древесины на территории Даниловского участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества. 20.09.2011 в ходе освидетельствования мест рубок был выявлен и отражен в актах приемки лесосек от 20.09.2011 факт нарушения обществом пункта 7 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 (далее - Правила заготовки древесины), выразившийся в оставлении на делянке не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 0,69 куб.м. в квартале 5 выдел 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21; и в объеме 18,48 куб.м. в квартале 200 выдел 29, 36, 37, 38, 41 Даниловского участкового лесничества (всего 19.17 куб.м). По факту выявленного нарушения 23.11.2011 уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении общества составлен протокол № 042/11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ. Постановлением от 17.02.2012 № 1126/11л ООО «Медвежьегорский леспромхоз» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 12500 руб. Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований. Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим. В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 утверждены Правила заготовки древесины (действовали на момент выявления правонарушения), устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Аналогичное правило закреплено в пункте 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 01.08.2011 № 337 (действуют с 31.01.2012). Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины. Факт нарушения обществом требований пункта 7 Правил заготовки древесины установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела (актами приемки лесосек от 20.09.2011, ведомостями пересчета при освидетельствовании) и заявителем не опровергнут. Материалами дела подтверждается, что на 20.09.2011 общество допустило оставление не вывезенной в установленный срок древесины (заготовка которой осуществлялась на основании лесной декларации от 26.08.2010) в объеме 19,17 куб.м. в квартале 5 выделы 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21 и в квартале 200 выделы 29, 36, 37, 38, 41 Даниловского участкового лесничества. Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований пункта 7 Правил заготовки древесины в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ. Доводы заявителя о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности правомерно отклонены судом первой инстанции. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года. Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Следовательно, законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды не состоит исключительно из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а включает в себя и иные законы, которые регулируют общественные отношения в области охраны окружающей среды. Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, являющийся частью лесного законодательства, основывается на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; обеспечения охраны и защиты лесов (пункты 2, 5, 6 статьи 1). С учетом приведенных норм следует признать, что нарушения пункта 7 Правил заготовки древесины, разработанных в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации и направленных на реализацию указанных в статье 1 данного кодекса принципов, относится к нарушениям законодательства в области охраны окружающей среды. Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к ответственности, так как вменяемое обществу административное правонарушение относится к нарушениям законодательства об охране окружающей среды. Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности от 17.02.2012 № 1126/11л вынесено административным органом в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока привлечения к ответственности, который в данном случае исчисляется с момента истечения срока исполнения обязанности по вывозу древесины с лесосеки (с 04.09.2011). Судом также не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности. Общество было извещено о дате и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д.36). Представитель общества Турский И.А. (доверенность от 01.01.2011) присутствовал 23.11.2011 при составлении протокола об административном правонарушении. Определение от 17.01.2012 № 1126/11л о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено обществом 31.01.2012 (л.д.30-32), однако на рассмотрение 17.02.2012 материалов дела об административном правонарушении законный представитель общества не явился. Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Как правомерно указал суд первой инстанции, нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях (статья 28.5 КоАП РФ) и срока рассмотрения дела об административном правонарушении (часть 1 статьи 29.6 КоАП РФ) не является в данном случае существенным нарушением, препятствующим полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела, с учетом того, что протокол составлен и постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Кроме того, общество не ссылается на конкретные негативные последствия допущенных административным органом нарушений, не указывает, каким образом нарушение указанных сроков воспрепятствовало всестороннему и полному рассмотрению дела об административном правонарушении. При таких обстоятельствах основания для признания незаконным и отмены постановления от 17.02.2012 № 1126/11л о назначении административного наказания отсутствуют. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 апреля 2012 года по делу № А26-2724/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» - без удовлетворения. Председательствующий Л.В. Зотеева Судьи И.Б. Лопато А.Б. Семенова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 по делу n А56-71521/2011. Изменить решение (ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|