Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 по делу n А56-52380/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 августа 2012 года

Дело №А56-52380/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     31 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 августа 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Смирновой Я.Г.

судей  Горшелева В.В., Жуковой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Пампу Н.Б.

при участии: 

от истца (заявителя): Морозова С.Г. по доверенности от 01.09.2011 №1/11

от ответчика (должника): Поташова С.С. по доверенности от 30.11.2011 №23/1371

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11113/2012)  Санкт-Петербургского  ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012 по делу № А56-52380/2011 (судья Калинина Л.М.), принятое

по иску  Товарищества собственников жилья "Захарьевская-9"

к Санкт-Петербургскому ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга"

о взыскании 586 759, 57 рублей

установил:

Товарищество собственников жилья "Захарьевская-9" (далее – истец, товарищество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургское ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (далее – ответчик, Жилищное агентство) о взыскании 586 759.57 рублей задолженности по обязательным платежам и взносам на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги в жилых и нежилых помещениях дома №9 по ул. Захарьевская, находящихся в собственности города за период с 01.05.2009 по 31.07.2011.

В ходе судебного заседания истец уточнил исковые требования  и просил взыскать с ответчика 265 291.00 рублей задолженности по обязательным платежам и взносам на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги в жилых и нежилых помещениях дома №9 по ул. Захарьевская, находящихся в собственности города за период с 01.05.2009 по 31.07.2011, а также 20 000,00 рублей расходов на оплату услуг представителя.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012, принято уменьшение цены иска до 265 291,00 рублей. Ходатайство Товарищества собственников жилья "Захарьевская-9" о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков КУГИ Санкт-Петербурга, Жилищного комитета Санкт-Петербурга, Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга оставить без удовлетворения. С Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентства Центрального района Санкт-Петербурга" в пользу истца 265 291,00 рублей задолженности, 2 000,00 рублей расходов по госпошлине и 20 000,00 рублей расходов на оплату услуг представителя. С Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" в доход федерального бюджета 6 305,00 рублей.

Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, наниматели жилых помещений, проживающие в указанном доме должны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги Управляющей организации; ответчик обеспечивает перечисление денежных средств Управляющей организации поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП "ЖК"; денежные средства, поступающие от нанимателей перечисляются истцу; расчет осуществляет ГУП "ВЦКП "ЖК" на основании первичных данных Управляющей организации; ответчик не является собственником жилых и нежилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы.

Истец с доводами жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, что между и ответчикомством заключен договор от 25.07.2006 N03/06, по условиям которого учреждение (заказчик) ежемесячно оплачивает расходы товарищества (исполнителя) на управление многоквартирным домом, содержание и ремонт доли Санкт-Петербурга в общем имуществе данного многоквартирного дома, на основании выставленных исполнителем счетов и документов, подтверждающих выполнение работ

Ненадлежащее исполнение собственником обязанности по оплате оказанных Управляющей организацией услуг, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с  настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив фактические обстоятельства дела и правильно применив нормы статей 309, 310, 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 30, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленного требования и доказанности его по размеру.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в виду следующего.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).

Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.

В спорный период между сторонами был заключен договор на предоставление коммунальных услуг, содержание и ремонт общего имущества жилого дома, в котором расположены жилые помещения и помещения нежилые , являющиеся собственностью Санкт-Петербурга.

На собственнике помещения в силу прямого указания закона лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.

Обязанность по представлению интересов города Санкт-Петербурга как собственника помещений в жилом доме, в соответствии с распоряжением Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N52-р возложена на Государственные учреждения "Жилищные агентства административных районов".

Договором предусмотрено, что Жилищное агентство как заказчик обязуется возмещать расходы Управляющей компании, связанные с исполнением обязанности по содержанию и текущему ремонту доли Санкт-Петербурга в общем имуществе многоквартирных домов, обеспечением предоставления в помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг (ответчиком не оспорено).

Таким образом, обязанность по содержанию помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, возложена на Жилищное агентство и основания для предъявления указанных расходов к дополнительной оплате нанимателями жилых помещений у Управляющей компании отсутствует. Обязанностью Жилищного агентства является не только обеспечение перечисления в адрес управляющей компании поступивших от нанимателей платежей на счет ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство", но и уплата недополученных от нанимателей денежных средств. Указанное соответствует пункту 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, в силу которого наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Размер начислений истца за содержание, ремонт и коммунальные услуги основан на установленных в Санкт-Петербурге тарифах и на площади помещений, находящихся в собственности города.

Размер начислений истца за капитальный ремонт и соответствующий целевой взнос установлен решением общего собрания членов ТСЖ.

В расчет платы за содержание включены начисления за содержание и ремонта ПЗУ, поскольку данные работы относятся к перечню работ по содержанию общего имущества дома в соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Жилищного агентства о том, что ответчик не обязан погашать задолженность нанимателя по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от указанной обязанности и не может служить препятствием для реализации права Управляющей организацией на получение соответствующих платежей. При этом Жилищное агентство не лишено возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности и применения к виновным лицам предусмотренной законом ответственности за неисполнение денежного обязательства.

Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2012 NВАС-3585/12, а также постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011, от 27.06.2012 по делу N А56-42852/2011.

В соответствии с пунктом 1.1.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001г. №310-р Санкт-Петербург оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома.

Нежилое помещение (1Н) входит в состав доли г. Санкт-Петербурга в доме № 9 по Захарьевской улице, что ответчиком не оспаривается.

Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного названным распоряжением, расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение «Районное жилищное агентство» (далее РЖА) по месту нахождения помещения.

Соответственно, внесение платежей за содержание и сохранение общего имущества в размере доли нежилых помещений, находящихся в государственной собственности и расположенной в многоквартирных жилых домах относится к ведению ответчика.

Согласно пункту 2.1.14 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 №196 «Об изменении целей и определении предметов деятельности

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 по делу n А56-2594/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также