Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу n А42-3765/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

01 августа 2012 года

Дело №А42-3765/2010

Резолютивная часть постановления объявлена     25 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  01 августа 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сериковой И.А.

судей  Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Пономарева П.Н.

при участии: 

от заявлению: Масловой С.А. по доверенности от 27.05.2010г.,

от заинтересованного лица: не явился, извещен,

от 3-их лиц: не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-7523/2011) Администрации МО Кольский район Мурманской области на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 11.03.2011 по делу № А42-3765/2010 (судья Алексина Н.Ю.), принятое

по заявлению Салмова Марата Вениаминовича

заинтересованное лицо: Администрация МО Кольский район Мурманской области

3-и лица: 1.Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Кольского района,

2.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области

о признании незаконным отказа

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Салмов Марат  Вениаминович (ОГРНИП 308519021000082, далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Администрации Муниципального образования Кольский район Мурманской области (местонахождение: Мурманская область, г.Кола, Советский пр., д.50 ОГРН 1025100586830, далее - Администрация) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 24.03.2010г. № 02-18/698-23.

Решением суда от 11.03.2011г. заявление Салмова М.В. удовлетворено. Суд обязал Администрацию принять решение о формировании земельного участка Салмову Марату Вениаминовичу под объектом недвижимости «Животноводческий комплекс», расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Зверосовхоз, Кильдинское шоссе, д. 8.

Администрация МО Кольский район Мурманской области обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. Администрация не согласна с выводами суда о том, что основание для отказа, изложенное Администрацией в письме от 24.03.2010г. №02-18/698-23 не соответствует положением Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Предпринимателя.

Определением апелляционного суда от 04.06.2011г. производство по делу А42-3765/2010 было приостановлено до вступления в законную силу решения суда Мурманской области по делу А42-4787/2010 по иску Администрации Кольского района Мурманской области о признании недействительным зарегистрированного права собственности Салмова М.В. на животноводческий комплекс площадью застройки 205839квм.м., расположенный в Кольском районе Мурманской области н.п Зверосовхоз, Кильдинское шоссе.

Определением апелляционного суда от 04.07.2012г. производство по настоящему делу возобновлено.

С учетом вступившего в законную силу решения арбитражного суда Мурманской области от 29.02.2012г. по делу А42-4787/2010, которым право собственности Салмова М.В. на животноводческий комплекс признано отсутствующим, Администрация уточнила доводы своей жалобы, указав, что в настоящее время Салмов М.В. не является собственником объекта недвижимости «животноводческий комплекс», в связи с чем он не обладает правом на формирование земельного участка под ним, поэтому отказ Администрации в формировании земельного участка под «животноводческим комплексом» не нарушает права и законные интересы Предпринимателя.

Салмов М.В. в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемый отказ в формировании земельного участка противоречит п.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на момент издания отказа, Салмов М.В. являлся собственником 17-ти объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации МО Кольский район Мурманской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Кольского района,  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.

Как установлено, Салмов М.В., зарегистрированный в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ОГРНИП 308519021000082), основании договоров от 21.06.2007г. и 06.03.2008г. приобрел у ФГУП «Племенной совхоз «Кольский» 18 объектов недвижимого имущества для организации фермерского хозяйства:

-силосную траншею (инв. 20093, площадь 539 кв.м),

-водопровод на животноводстве (протяженность 2255,00 п.м),

-станцию перекачки (площадь 79,8 кв.м),

-коровник № 3 (на 208 голов, площадь 1998,3 кв.),

-здание электрокотельной МТФ (площадь 551,4 кв.м),

-коровник № 1 на 183 головы с вспомогательным корпусом, площадь 1618,3кв.м),

-склад комбикормов (площадь 698,5 кв.м),

-коровник № 2 (на 164 головы, площадь 942,4 кв.м),

-коровник № 4 (на 210 голов, площадь 1 890,4 кв.м),

-навозохранилище (инв. 21182, площадь 2 697,06 кв.м),

-телятник № 2 (на 228 голов, площадь 1329,9 кв.м),

-сенной сарай (на 500 тонн, инв. № 1050, площадь 523,9 кв.м),

-сенной сарай на 500 тонн (фундамент, инв. 1220, площадь 789,57 кв.м),

-сенной сарай на 500 тонн (фундамент, инв. 1051, площадь 763,03 кв.м),

-автовесовую на 30 тонн (площадь 72,5 кв.м),

-сенной сарай на 500 тонн (инв. 1049, площадь 768,5 кв.м),

-пункт осеменения на 45 голов (площадь 137,7 кв.м),

-силосную траншею (инв. 20095, площадь 369,61 кв.м).

Переход права собственности на каждый объект зарегистрирован в установленном порядке.

Салмов М.В. объединил вышеуказанные объекты, за исключением водопровода на животноводстве, в единый животноводческий комплекс. 21.10.2009г. Салмову М.В. выдано свидетельство 51-АВ 139891 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости «Животноводческий комплекс» (1-этажное сооружение, площадь застройки 205839 кв.м, инвентарный номер 182, литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6, Б7,Б8, Б9, Б10, Б11, Б12, Б17, I, II, III), расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Зверосовхоз, Кильдинское шоссе, 8.

25.02.2010г. Салмов М.В. обратился в Администрацию с заявлением о формировании земельного участка площадью 205840кв.м под существующим объектом «Животноводческий комплекс» с целью постановки на государственный кадастровый учет.

Письмом от 24.03.2010г. №02-18/698-23 Администрация в письме отказала Салмову М.В. в формировании земельного участка под объектом недвижимости «животноводческий комплекс», указав на то, что согласно представленному делу по образованию земельного участка в границы земельного участка включена не только территория под объектами недвижимости, но и свободная от застройки. По мнению Администрации, каждый из приобретенных Салмовым М.В. объектов является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а не единым объектом – животноводческим комплексом.

Обращаясь с настоящим заявлением в суд, Салмов М.В. ссылается на то, что указанный отказ Администрации не соответствует ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы.

Решением арбитражного суда Мурманской области от 29.02.2012г. по делу А42-4787/2010, вступившим в законную силу, право собственности Салмова М.В. на животноводческий комплекс признано отсутствующим. Суд установил, что 17 объектов могут быть объединены в имущественный комплекс исходя из их функционального назначения и фактического использования, вместе с тем, для 5 объектов, включенных в состав животноводческого комплекса, возможно формирование самостоятельных земельных участков, а для определения площади участка, необходимого для размещения животноводческого комплекса, требуется проект, разработанный в соответствии с техническими регламентами, санитарно-гигиеническими нормами. Суд пришел к выводу о том, что предпринимателем неправомерно определена площадь застройки животноводческого комплекса, равная 205839 кв.м.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В силу указанного, покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». По смыслу указанной нормы, на органы местного самоуправления возложена обязанность выдать заявителю схему расположения земельного участка, при этом органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять местоположение границ земельного участка, его площадь, учитывая фактическое использование земельного участка, а также требования земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Из материалов дела следует, что земельный участок, занятый объектами недвижимости, принадлежащими Салмову М.В., относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.3.3 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Кольский район Мурманской области, утвержденного Решением Совета депутатов Муниципального образования Кольский район от 24.06.2008г. № 28/1 Администрация муниципального образования Кольский район управляет и распоряжается земельными участками в границах Кольского района, а также обеспечивает изготовление проектов территориального землеустройства и утверждает их.

С учетом принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, наличия у собственника здания, строения, сооружения исключительного права на приобретение находящегося в публичной собственности и занятого этим объектом земельного участка, регистрация права собственности Салмова М.В. на 17 объектов недвижимого имущества вне зависимости от их объединения позволяет зарегистрированному собственнику претендовать на предоставление ему земельных участков под указанными объектами, местоположение границ и площадь которых устанавливаются в соответствии с п.3.ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Довод Администрации о том, что отказ в формировании земельного участка обоснован тем, что Салмов М.В. не являлся собственником животноводческого комплекса, отклоняется апелляционным судом. Из материалов дела усматривается, что на момент обращения Салмова М.В. с заявлением о формировании земельного участка, право собственности заявителя на «Животноводческий комплекс» расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Зверосовхоз, Кильдинское шоссе, 8, было

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу n А56-72497/2011. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также